курс латинского языка в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 38
Рождение и воспитание бога Диониса

Брат Европы Кадм и оракул Аполлона. — Герой Кадм сеет зубы дракона. — Свадьба Кадма и Гармонии. — Миф о Зевсе и Семеле. — Рождение бога Диониса из бедра Зевса. — Ино и Афамант. — Мифы о детстве Вакха: Дионис и богиня Кибела. — Бог Дионис и сатир Ампелий.
Кадм, дракон, миф

Кадм убивает дракона.

Прежде: Полубог Силен, вакханки, кентавры

Содержание книги

Далее: Дионис героический и мистический


Рождение и воспитание бога Диониса

Брат Европы Кадм и оракул Аполлона. — Герой Кадм сеет зубы дракона. — Свадьба Кадма и Гармонии. — Миф о Зевсе и Семеле. — Рождение бога Диониса из бедра Зевса. — Ино и Афамант. — Мифы о детстве Вакха: Дионис и богиня Кибела. — Бог Дионис и сатир Ампелий.

 


Брат Европы Кадм и оракул Аполлона

Как рассказывается в мифах древней Греции, Агенор, царь города Тир в Финикии, не находя нигде своей дочери Европы, которую похитил Зевс (Юпитер) в облике быка, приказал своему сыну Кадму отправиться на поиски сестры. Царь Агенор велел сыну Кадму не возвращаться в Финикию, пока тот не найдет сестру Европу.

Проискав Европу безуспешно долгое время, Кадм отправился к оракулу Аполлона и спросил его, что ему делать и где искать сестру. Кадм получил следующий ответ от Аполлона: «Ты увидишь в поле корову, которая еще не ходила под ярмом и не была запряжена в плуг; следуй за нею и выстрой город в том месте, где она остановится, и назови эту страну Беотией».

Едва Кадм вышел из храма Аполлона, как увидал корову, которую никто не стерег и шея которой не носила следов ярма. Кадм и его спутники последовали за нею. Они шли таким образом довольно продолжительное время. Наконец корова остановилась, оглашая воздух громким мычанием.

Кадм решил на этом месте сейчас же принести жертву и затем исполнить приказание оракула Аполлона.

 


Герой Кадм сеет зубы дракона

Кадм послал своих спутников принести воды.

В лесу поблизости находилась пещера, из отверстия которой лилась в изобилии вода. Это был источник, посвященный богу Аресу (Марсу), а в пещере обитал страшный дракон Ареса — ужасное чудовище, покрытое желтой блестящей чешуей. Пламя выходило из глаз дракона Ареса; три ряда острых зубов украшали его пасть, из которой высовывались три языка.

Едва спутники Кадма подошли к пещере и стали брать воду, как дракон Ареса набросился на них и убил их.

Кадм, прождав напрасно своих спутников, отправился за ними. Войдя в пещеру, Кадм увидал дракона, высасывающего кровь из ран убитых. Кадм схватил огромный камень и бросил его с такою силой, что земля даже заколебалась, и страшный дракон испустил дух.

На одной античной вазе изображена эта мифологическая сцена: Кадм замахивается камнем на дракона Ареса, а наверху боги Гермес (Меркурий), Афродита (Венера), Пан и Дионис смотрят на его подвиг.

Убив дракона, Кадм услыхал голос Афины Паллады, приказывавший ему вспахать землю и посеять зубы дракона. Кадм исполнил приказание богини Афины. Вскоре из-под земли вместо колосьев показались пики и копья, затем шлемы с развевающимися перьями и, наконец, воины в полном вооружении.

Лишь только из посеянных зубов дракона появились на свет вооруженные воины, как принялись воевать друг с другом. Вскоре на поле битвы осталось только пять воинов, которые вместе с героем Кадмом основали город Фивы в Беотии.

Свадьба Кадма и Гармонии

Зевс (Юпитер) дал Кадму в жены Гармонию, дочь богини Афродиты (Венеры) и бога Ареса (Марса).

Все боги Олимпа присутствовали на свадьбе Кадма и Гармонии, которую отпраздновали во вновь основанном городе Фивах. Боги богато одарили жену Кадма Гармонию, получившую от Афродиты ожерелье, ставшее роковым впоследствии для всего рода Кадма.

У Кадма и Гармонии было четыре дочери — Ино, Семела, Агава и Автоноя — и сын Полидор.

 


Миф о Зевсе и Семеле

Прекрасная Семела, дочь Кадма, обратила на себя внимание Зевса (Юпитера). Новая страсть повелителя богов не могла долго оставаться тайной для ревнивой Геры (Юноны), которая решила мстить Семеле.

Приняв образ ее старой кормилицы, Гера пришла к Семеле и навела разговор на Зевса, делая вид, что сомневается, действительно ли Семела — возлюбленная Зевса, властелина богов.

Коварная богиня уговорила ничего не подозревающую Семелу потребовать у Зевса, чтобы он явился перед ней во всем своем божественном величии, говоря, что только тогда Семела может убедиться, действительно ли это — повелитель Олимпа.

Семела попросила Зевса исполнить ее просьбу, и тот дал ей клятвенное обещание исполнить ее. Выслушав желание Семелы, Зевс, предвидя последствия, испугался, но должен был сдержать свою клятву. Едва Зевс, вооруженный громовыми стрелами и молнией, приблизился к жилищу Семелы, простой смертной, оно тотчас же было объято огнем, и бедная дочь Кадма погибла среди пламени.

Рождение бога Диониса из бедра Зевса

Зевс едва успел вынуть у мертвой Семелы ребенка, которого она должна была произвести на свет. Чтобы не дать ребенку Семелы погибнуть, Зевс зашил его в свое бедро и носил его до тех пор, пока не наступило законное время его появления на свет. Этим выношенным в бедре Зевса сыном Семелы был бог Дионис (Вакх).

Таким образом, бог Дионис как бы дважды рождается. Миф о рождении Диониса намекает на то, что виноградный сок, прежде чем превратиться в вино, как бы дважды дозревает: первый раз — в виде виноградных гроздьев, дозревающих под лучами солнца, а во второй раз — когда выжатый сок должен перебродить, для того чтобы превратиться в вино.

Двойное рождение Диониса (Вакха) объясняется греческой мифологией еще следующим образом: виноградная лоза погибла во время всемирного потопа при Девкалионе и вновь появилась на земле, когда дождь перестал.

Второе рождение Вакха послужило сюжетом для многих произведений античного искусства. Сохранилось много ваз, сосудов и камей, на которых изображено рождение Диониса из бедра Зевса.

 


Ино и Афамант

Лишь только сын Семелы и Зевса увидал свет, Горы, или Часы, увенчали его плющом. Бог Гермес (Меркурий) назвал его Дионисом и понес к Нисейским нимфам, которым отдал Диониса на воспитание.

Но зоркий глаз богини Геры (Юноны) заметил очень скоро маленького Вакха. Богиня Гера наслала на Нисейских нимф бешенство, или исступление.

Под влиянием бреда нимфы хотели убить Вакха, но бдительный бог Гермес (Меркурий) похитил его и отнес к дочери Кадма Ино́, сестре Семелы. У Ино только что родился сын; Гермес упросил Ино взять Вакха и скрывать его.

Ино́ вскормила Диониса, своего племянника, и отдала его на попечение нимфы Мистис. Мистис охраняла Диониса день и ночь, так как сама никогда не нуждалась в отдыхе. Нимфа Мистис учредила ночные праздники в честь Вакха. Чтобы разгонять сон участвующих в ночных Вакханалиях, нимфа Мистис изобрела шумный тамбурин и кимвалы (медные тарелки).

Но никакие предосторожности не укрыли сына Семелы от прозорливости Геры (Юноны). Отыскав Диониса, Гера хотела его умертвить. Быстроногий Гермес (Меркурий) вновь унес Диониса и тем спас ему жизнь.

Богиня Гера (Юнона), видя, что не может убить Вакха, обрушилась всем своим гневом на тех, кто воспитывал этого бога. Смерть Семелы не удовлетворила Геру. Она решила погубить Ино́ и мужа ее — Афаманта. Мстительная богиня отправилась в царство Плутона и приказала одной из Эриний (Фурий) наслать на Ино и Афаманта бешенство.

Афамант в припадке исступления убивает себя и сына, а Ино с другим сыном бросается с высокой скалы в море и погибает в его волнах.

Услыхав об этом несчастии, фиванские женщины побежали на берег моря, по следам несчастной Ино, искать ее тело. По дороге они стали осыпать богиню Геру (Юнону) упреками за ее жестокосердие. Разгневанная богиня превратила половину из них в скалы, а другую половину — в морских птиц, летающих с жалобным криком вокруг этих скал (Овидий).

 


Мифы о детстве Вакха: Дионис и богиня Кибела

Гермес (Меркурий), спасая Диониса от ярости Геры (Юноны), отнес его к богине Кибеле, которая занялась его воспитанием.

Кибела заставляла Диониса с ранних лет управлять колесницей, запряженной тиграми и львами.

Девяти лет от роду стал бог Дионис охотиться и мог обгонять на бегу зайца. Дионис приносил богине Кибеле маленьких тигрят, отнятых у матери-тигрицы, и приводил к ней кровожадных львов.

Превратившись в юношу, Дионис предался своей страсти к охоте. «Вакх оделся в мягкие меха, накинул на плечи оленью шкуру и запряг в свою колесницу пантер с огненными глазами», — рассказывает древнегреческий поэт Нонн Панополитанский.

Воспитание бога Диониса трактовали многие художники в своих произведениях. Самое интересное и характерное из этих произведений — античная группа, известная под названием «Колыбель Вакха».

Из новейших произведений на эту мифологическую тему картина Пуссена «Воспитание Вакха» пользуется большой известностью.

 


Бог Дионис и сатир Ампелий

Дионис, купаясь в Малой Азии с фавнами и сатирами, подружился с молодым сатиром по имени Ампелий, с которым почти не разлучался.

бог Дионис и сатир Ампелий

Бог Дионис едет на колеснице, предшествуемой сатиром (предположительно — Ампелием), несущим кратер (на спине) и канфар — особые разновидности древнегреческой керамики.

Когда же бешеный бык убил сатира Ампелия, неутешный Дионис, желая воскресить друга, полил раны Ампелия амброзией — бессмертным напитком античных богов.

Сатир Ампелий превратился в виноградную лозу, а божественный нектар, которым его поливали, придал винограду его опьяняющее свойство.

Бог Дионис, сорвав гроздь с этой лозы и выжимая из нее сок, сказал: «Друг, отныне ты будешь самым верным и могущественнейшим лекарством против всех людских бед».

Потеряв Ампелия, Вакх предпринял свои походы на Восток. Вакх-Дионис посетил Египет; воевал в Сирии против Дамаска, который противился введению культуры виноградной лозы; переезжал на тигре через реки; построил мост на Евфрате. Наконец, бог Дионис отправился в Индию.

 



Прежде: Полубог Силен, вакханки, кентавры

Содержание книги

Далее: Дионис героический и мистический

уроки древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.