Далее: Зевс (Юпитер) |
Уроки античной мифологии
На основе книги Рене Менара в обработке Егора Поликарпова:
специально для проекта «ZAUMNIK.RU — Онлайн репетитор по латинскому и древнегреческому языку»
Мифы Древней Греции о детстве богов
Мифы — образный язык древних народов для пояснения явлений природы. — Не всегда изображениям античных богов были свойственны человеческие формы. — Золотая цепь бога Зевса. — Миф об Олимпе и математик Ксенагор. — Миф о богах Уране и Кроносе. — Бог Кронос (Сатурн) пожирает своих детей. — Куреты и коза Амалфея: детство Зевса. — Борьба богов с Титанами: миф о титаномахии. — Сатурналии — праздник рабов в Древнем Риме. — Античный миф о веках золотом, серебряном, медном и железном. — Античный миф о всемирном потопе: Девкалион и Пирра. — Чудовище Тифон и гигантомахия. — Маленький урок древнегреческого языка: пословица о роге изобилия.
Мифы — образный язык античных народов для пояснения явлений природы
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли народы античности (древние греки и римляне) для пояснения явлений природы.
Все видимое в природе принималось людьми античности за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звезды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья, — все это были божества, историю которых воспевали античные поэты, а образы их изваивались скульпторами.
- Солнце представлялось мифологическому воображению древних греков и римлян блестящим богом, вечно борющимся против темного божества — ночи;
- вулкан, выбрасывающий потоки лавы на далекие расстояния, был великаном, дерзающим нападать на небо; когда же извержение прекращалось, то это означало, что Зевс-победитель сбросил дерзновенного в преисподнюю (Тартар);
- буря олицетворяла гнев бога Посейдона;
- желая объяснить землетрясение, древние греки говорили: «Посейдон ударил землю своим трезубцем».
Для пояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы.
Древние мифы порождались переворотами в природе и даже повседневными происшествиями. Так, например, миф о похищении Гиласа нимфами ясно показывает, как нужно понимать поэтический язык древних мифов. Рассказанное в наши дни современным языком газетным репортером, это происшествие представилось бы нам в таком виде: «Наше местечко взволновано следующим печальным происшествием: молодой Гилас, отправившись поутру купаться, утонул». Греки же сложили о нем трогательный миф, в котором говорится: «Гилас был так прекрасен, что нимфы похитили его и увлекли за собой на дно реки».
Не всегда изображениям античных богов были свойственны человеческие формы
В первоначальную эпоху появления мифов изображения богов не были, так сказать, портретами богов, а только их символами, причем голове старались придать характерные для каждого бога черты или поворот, руки держали множество атрибутов.
Часто благодаря слишком большому количеству этих атрибутов изображения богов становились страшными или комическими. С ними обращались как с людьми: мыли их, умащивали душистыми маслами и мазями, одевали и украшали драгоценностями.
С течением времени искусства усовершенствовались. Древние греки классической эпохи уже всегда придают своим богам человеческие формы, «потому что, — как говорит древнегреческий скульптор Фидий, — мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». Статуи античных богов становятся тогда настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами; масса путешественников начинает посещать храмы, движимая уже не одной только набожностью, но и желанием полюбоваться этими прекрасными изображениями. Так, например, статуя богини Афродиты скульптора Праксителя в Книде привлекала всех любителей искусства и поклонников чистой красоты.
Золотая цепь бога Зевса
Во главе божеств античного пантеона стоит бог Зевс (в римской мифологии — Юпитер).
Всемогущество Зевса простиралось над всем миром, все его свойства и качества олицетворяются другими сильными богами. Но какой бы ни была сила и власть этих богов, Зевс всегда сохраняет первое место и при случае напоминает им о своем подавляющем превосходстве: «Боги и богини, хотите ли вы сами испытать это превосходство? Попробуйте спустить с высоты небес золотую цепь, за которую ухватитесь вы все, и все же, несмотря на соединенные усилия ваши, вам не удастся заставить сойти на землю Зевса, вашего верховного властелина. Но если я, в свою очередь, захочу, то могу легко поднять вас всех вместе с землей и морем, и если я прикреплю к вершине Олимпа цепь, на которой вы все будете висеть, то вся вселенная будет висеть передо мной в пространстве — настолько превосхожу я вас по силе и могуществу» (Гомер).
Миф об Олимпе и математик Ксенагор
Выбор вершины Олимпа как местопребывания греческих богов объясняется тем, что древние греки считали эту гору самой высокой на свете, а так как они не могли себе представить богов вечно парящими в небесной высоте, то они и избрали эту гору, вершина которой, покрытая вечными снегами и окруженная облаками, казалась им недоступной.
Вера древних греков в миф об Олимпе как местопребывании богов была поколеблена математиком Ксенагором, давшим в точных и определенных цифрах размеры этой горы.
Согласно мифологическим представлениям греков, по небесному своду был проложен путь (Млечный Путь), по которому боги отправлялись на Олимп для торжественных собраний. Эти божественные собрания олимпийских небожителей воспевались на разные лады античными поэтами. Когда же учения позднеантичных философов поколебали веру в богов, сатирические писатели принялись их описывать в комическом виде.
Античные художники не раз избирали собрания олимпийских богов сюжетами для своих произведений. Древнегреческий скульптор Пракситель изваял заседание двенадцати главных богов для храма богини Артемиды (Дианы) в Мегарах.
Рубенс написал на эту мифологическую тему прекрасную картину, находящуюся в Мадридском музее.
В Лувре также находится картина, изображающая торжественное заседание античных богов на Олимпе, с аллегорическими намеками на царствование Марии Медичи. Юпитер (Зевс) сидит на своем троне, Юнона (Гера) запрягает к шару, изображающему Францию, голубей — эмблему нежности и доброты — и поручает править ими Амуру, подле которого стоят Мир и Согласие. Аполлон своими стрелами, Минерва (Афина Паллада) своим копьем и Марс (Арес) стараются изгнать Распрю, Зависть, Ненависть и Обман — этих врагов общественного благополучия и благосостояния.
По желанию герцога Орлеанского Антуан Куапель (1661—1722) написал для Пале-Рояля плафон «Собрание богов на Олимпе» и изобразил под видом нимф и богинь всех придворных красавиц, придав им соответствующие атрибуты.
Миф о богах Уране и Кроносе
В мифологии древних греков миф о происхождении и существовании Зевса слагается следующим образом.
В начале всех начал бог Уран (Небо) вступил в брак с богиней Геей (Земля). От союза Урана и Геи произошли Титаны, из которых более замечательными были следующие:
- Титан Кронос (Время, часто отождествляемое с богом римской мифологии Сатурном),
- Титан Океан — отец рек,
- Титан Атлант (Атлас), олицетворяющий горы,
- Титан Иапет — прародитель человеческого рода.
У богини Геи рождаются еще и другие дети — Киклопы (Циклопы) и Бури (Гекатонхейры), но бог Уран ввергает их обратно в недра земли. Возмущенная этим Гея подговорила Кроноса возглавить прочих Титанов и восстать против отца. Кронос победил Урана, оскопив его серпом. Кровь раненого Урана, падая на землю, порождает страшных Эриний (в римской мифологии — Фурий) — богинь мщения.
Миф об Уране и Кроносе, один из древнейших, почти не упоминается в лучший период искусства Древней Греции. Древнегреческие поэты говорят об этом мифе весьма смутно.
Только в одном художественном произведеним античности изображается бог Уран: в виде старика, в широком плаще, Уран парит в небесах, между солнцем и луной.
Титан Кронос изгнал своего отца (Урана), который предсказал Кроносу, что тот в свою очередь будет побежден своими сыновьями, и стал супругом богини Реи (также Земли). Имя Кронос было переосмыслено греками как Время — по сближению с похожим древнегреческим словом хронос, "время". Так как время уничтожает все, что оно производит, то древние греки говорили о боге Кроносе, что он пожирал своих детей, едва они успевали рождаться.
Бог Кронос (Сатурн) пожирает своих детей
Миф о пожирании детей Кроносом оставил мало памятников в античном искусстве, но художники новых веков часто избирали его темой для своих произведений.
Рубенс в картине «Сатурн, пожирающий своих детей», дав волю своему богатому воображению, показывает нам этого бога обладающим аппетитом, который мог бы сделать честь любому хищному зверю.
Гойя изобразил миф о Сатурне-пожирателе с еще большей силой и жестокостью.
Английский скульптор Флаксман в своем эскизе передал очень верно этот же мифологический сюжет, хотя, конечно, в совершенно ином стиле, нежели он изображен на античных камеях.
Богиня Рея, супруга бога Кроноса, огорченная исчезновением детей своих, прибегла к хитрости, чтобы обмануть прожорливость Кроноса. Когда родился Зевс, Рея его спрятала и поднесла его отцу спеленатый камень. Кронос не заметил обмана и проглотил камень.
На одном из античных барельефов Капитолийского музея изображен миф о Кроносе, проглатывающем камень вместо Зевса. Судя по этому барельефу, античный скульптор нисколько не смущался тем, что величина рта Кроноса совершенно не соответствует размерам того предмета, который он собирается поглотить.
Древнегреческий писатель Павсаний упоминает о скульптурном произведении Праксителя на ту же мифологическую тему.
Куреты и коза Амалфея: детство Зевса
|
Спасши Зевса (Юпитера), богиня Рея скрыла его на острове Крит, на горе Иде, где нимфы кормили его медом, приносимым пчелами, и молоком козы Амалфеи. Став властелином вселенной, благодарный Зевс превратил Амалфею в одно из небесных созвездий.
Опасаясь, чтобы крики юного бога не достигли до Кроноса и не открыли бы ему тайны, богиня Рея заставила своих спутников Куретов плясать вокруг Зевса, заглушая его крики ударами о щиты и шлемы. Этим как бы объясняется происхождение воинственных плясок. Древний барельеф в Капитолийском музее изображает Зевса-Юпитера ребенком рядом с кормилицей — козой Амалфеей. Рея сидит подле него, а два Курета пляшут перед ними, ударяя мечами о шлемы. Этот мифологический южет этот часто повторяется на античных терракотовых вазах.
Художники новых веков помещали на своих картинах, изображающих миф о детстве Зевса, еще сатиров и фавнов, неизменных спутников нимф. На картине Йорданса Юпитер изображен толстым краснощеким ребенком; он держит в руках соску; сатир забавляет его музыкой, в то время как нимфа, обладающая роскошными формами, доит козу Амалфею.
Пуссен, вдохновившись тем же сюжетом, трактует миф о детстве Зевса несколько иначе; у него сатир доит козу улыбаясь ребенку Юпитеру которого поит молоком нимфа, тогда как другая нимфа вынимает мед из улья; вокруг нее летают пчелы.
Борьба богов с Титанами: миф о титаномахии
Вновь обманутый Реей, бог Кронос (Сатурн), выпив данный ему напиток, возвращает поглощенных им детей своих — богов Плутона и Посейдона (Нептуна), богинь Геру (Юнону), Деметру (Цереру) и других.
Зевс (Юпитер), соединившись с братьями и сестрами, низвергает отца, после чего боги занимают вершину Олимпа, а Титаны поселяются на горе Офрий.
Не желая уступить богам превосходства, Титаны вступают в борьбу с ними. Битва богов с Титанами называется по-древнегречески титаномахия. Благодаря помощи Киклопов (Циклопов) и Бурь (Гекатонхейров), которых Зевс (Юпитер) вывел из Тартара, боги одерживают победу над Титанами.
Благодарные Киклопы дарят Зевсу громоносные стрелы, богу Посейдону (Нептуну) — трезубец, а Плутону — шлем, надев который, он становился невидимкой. Но и Бури (Гекатонхейры) выказали свою признательность, храбро сражаясь за своего освободителя. Это были сторукие исполины — Бриарей, Котт и Гиес; каждый из них обладал пятьюдесятью головами. В мифах Древней Греции Гекатонхейры олицетворяли собой страшную силу воды. Побежденные Титаны были низвергнуты в Тартар — место мрачное и наводящее ужас даже на богов.
Сатурналии — праздник рабов в Древнем Риме
Греческий бог Кронос отождествляется с римским Сатурном. По словам римских сказаний, Сатурн в то же время — бог земледелия.
Принужденный Зевсом (Юпитером) отдать ему власть, бог Кронос (Сатурн) бежал в Лаций (Италию), где был принят богом войны римской мифологии — двуликим Янусом.
Время царствования бога Сатурна в Лации считается золотым веком. Сатурн научил смертных заниматься земледелием, почему часто изображается с серпом в руках. Культ бога Сатурна был очень распространен у древних римлян. В честь Сатурна был учрежден ежегодный праздник Сатурналии, долженствующий напоминать золотой век его царствования.
Сатурналии начинались по окончании жатв и продолжались семь дней, в продолжение которых все в Древнем Риме предавались веселью и пирам: суды закрывались, школы распускались, все работы прекращались. Но главным образом Сатурналии были праздником рабов, которым в это время прислуживали за столом их господа для того, чтобы напомнить, что в царствование Сатурна не было никакого различия между сословиями. Было также в обычае даровать в дни Сатурналий свободу пленникам и перед изображениями Сатурна приносить обильные жертвы.
Античный миф о веках золотом, серебряном, медном и железном
По мифам Древней Греции, после поражения Титанов в титаномахии наступили для человечества целые века спокойствия, не нарушаемые никакими особенными переворотами в природе.
Эти мифологические века разделялись на:
- золотой век, когда на земле царила вечная весна; повсюду текли млечные ручьи; сок деревьев был подобен меду; земля рождала всевозможные злаки и плоды земные; болезней и старости не существовало; люди переходили в небытие засыпая;
- серебряный век: вечная весна уступила место четырем временам года; земля уже нуждалась в обработке для того, чтобы производить хлеб, необходимый для пищи человечеству;
- в период медного века люди становятся жестокими, воюют друг с другом, но не доходят еще до преступления;
- век железный является веком всеобщей испорченности и греховности. «Тогда, — говорит римский поэт Овидий, — пришлось поделить землю, которая до того времени была общим достоянием, как воздух и свет, и обозначить границы каждого участка. Люди стали рыться в недрах земли, ища в ней сокрытых сокровищ. Лишь только были добыты железо и золото, как тотчас же родилась распря, и вскоре повсюду стало раздаваться бряцание оружия».
Античный миф о всемирном потопе: Девкалион и Пирра
Зевс (Юпитер) решил наказать жестоких людей, забывших свои обеты, негостеприимных и немилостивых к просящим и бедным. Богу Посейдону (Нептуну) было поручено наказать их. Морской бог ударил трезубцем по земле; со всех сторон выступила вода и стала заливать ее. Так, согласно мифам древней Греции, начался всемирный потоп.
«Ни быстрота оленей, ни сила кабанов не спасли их от поглощающей их воды; волки вместе с овцами исчезают в волнах; львы и тигры погибают; усталые птицы напрасно ищут пристанища, чтобы отдохнуть, и падают в воду; горы разверзаются и разрушаются», — так выглядит миф о всемирном потопе в изложении римского поэта Овидия.
Но между смертными был один добрый и справедливый человек — Девкалион. Боги решили пощадить Девкалиона вместе с его женой Пиррой.
Лодка, в которой Девкалион и Пирра плавали, остановилась, когда прекратился потоп, на вершине горы Парнас. Увидя, что земля превратилась в безлюдную пустыню после всемирного потопа, Девкалион сильно опечалился и решил молиться богам. Девкалион прежде всего обратился к оракулу в храме Фемиды (Правосудия) в Дельфах. Девкалион и Пирра едва могли пробраться в него, так как храм Фемиды был весь занесен илом и тиной. Оракул ответил на вопрос Девкалиона, как упросить богов, чтобы они вновь заселили землю, следующими словами: «Покройте ваши головы и лица, развяжите ваши одежды, оставьте храм и, идя по дороге, бросайте позади себя кости вашей прародительницы». Услыхав такое изречение, Пирра стала умолять богов простить ее, если она не исполнит этого приказания. Пирра не могла решиться так поступить с останками прародительницы. Но Девкалион объяснил Пирре, что их общая прародительница — это Земля и что под костями Земли оракул, вероятно, подразумевал камни.
Тогда Девкалион и Пирра принялись исполнять приказание оракула. Камни, бросаемые Девкалионом, превращались в мужчин, а камни Пирры — в женщин, и таким образом земля была вновь населена после всемирного потопа.
Чудовище Тифон и гигантомахия
Наступившие затем великие перевороты в природе мифами древних греков объяснялись борьбой Зевса с великанами (Гигантами).
Богиня Гея (Земля), желая отомстить за Титанов, ее первых детей, вступила в союз с Тартаром и произвела на свет ужасное чудовище — Тифона, олицетворяющее землетрясение и вулканы.
«Руки и ноги этого страшного великана находятся в вечном движении, над его плечами возвышаются сто голов страшного дракона и из каждой высовывается длинный черный язык. Глаза мечут искры, все пасти страшных голов Тифона открыты и испускают тысячи необъяснимых звуков, которых боги не могут выносить; в этих звуках слышится мычание дикого быка, рычание свирепого льва, иногда же они подобны лаю собак», — так описывает Тифона древнегреческий поэт Гесиод.
Страшилище Тифон обитал в пещере, которую он наполнял отравленными испарениями. В борьбе с богами Тифон бросал в небо целые воспламененные скалы и извергал потоки огня. Когда же Тифон попробовал взобраться на Олимп, то многие из богов, желая спастись от него, превратились в животных и бежали в Египет. Этим мифом древние греки хотели объяснить, почему искусство в Египте изображало богов в образе зверей.
Наконец громовержец Зевс молниями испепелил все головы чудовища Тифона и победил остальных великанов (Гигантов). Встречающиеся на памятниках античного искусства изображения этих великанов (Гигантов), оконечностям которых придавали форму змей, как бы намекают на исчезнувших громадных гадов, окаменелые отпечатки которых находят в наши дни при палеонтологических раскопках.
|
Прекрасная по работе античная камея в Неаполитанском музее изображает победоносного Зевса, давящего своей колесницей Гигинтов, которых он поразил молниеносными стрелами.
Древнегреческий скульптор Фидий изобразил победу Зевса в гигантомахии на щите своей золотой Афины Паллады.
Мифологическая тема гигантомахии (битвы богов с Гигантами) послужила сюжетом для многих замечательных картин новейших времен. Близ Мантуи, в замке Тэ, Джулио Романо написал плафон, где на одной стороне видны раздавленные Гиганты, на другой — бог Плутон, помогавший в борьбе Зевсу, возвращается в Аид, царство мертвых. Наверху виден свод небесный, откуда Зевс кидал свои молнии на врагов; богиня Гера стоит подле него, а остальные боги убегают.
Плафон Паоло Веронезе, находящийся в Лувре и известный под названием «Юпитер поражает пороки молнией», изображает, надо полагать, именно победу бога над великанами. Рубенс, к таланту которого этот мифологический сюжет вполне подходил, написал огромную картину, находящуюся в Мадридском музее.
Далее: Зевс (Юпитер) |
© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: zaumnik.ru@mail.ru, либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.