Эдип и сфинкс

Эдип и сфинкс. Гюстав Моро, 1864 г.

уроки латыни в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 15
Мифы об Эдипе

Дельфы — центр вселенной. — Аполлон — победитель Пифона. — Дельфийский оракул и рок (судьба). — Эдип. — Загадка Сфинкса. — Прорицатель Тиресий. — Эдип и Антигона.

Прежде: Аполлон

Содержание книги

Далее: Лира (кифара) Аполлона


Мифы об Эдипе

Дельфы — центр вселенной. — Аполлон — победитель Пифона. — Дельфийский оракул и рок (судьба). — Эдип. — Загадка Сфинкса. — Прорицатель Тиресий. — Эдип и Антигона.

 


Дельфы — центр вселенной

Солнце видит все происходящее раньше человечества, потому что оно освещает все своими лучами; вот почему Аполлон предвидит будущее и предсказывает его людям. Дар предсказания — одно из главных качеств Аполлона.

Оракул, изрекавший смертным предсказания Аполлона, находился в храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы. В античности город Дельфы считался центром земли, потому что, как гласит один греческий миф, Зевс выпустил однажды с двух противоположных концов вселенной двух голубей, и эти голуби встретились в Дельфах.

 


Аполлон — победитель Пифона

Дельфийский оракул сначала принадлежал богине земли Гее, которая приказала сыну своему, змею Пифону, охранять его, почему и город Дельфы назывался иногда у древних греков Пифо́.

Аполлон убивает Пифона

Ребенок Аполлон убивает змея Пифона. Прорисовка изображения на древнегреческой вазе — чернофигурном лекифе.

Бог Аполлон убил чудовище Пифона, некогда преследовавшее его мать (богиню Латону). Аполлон на нем первом испробовал свои смертоносные стрелы. По словам древнегреческих поэтов, бог солнца победил Пифона, будучи еще ребенком, но, без сомнения, рост богов подчиняется другим законам, нежели рост простых смертных, потому что скульпторы, изображая победу Аполлона над Пифоном, представляли Аполлона в виде юноши, достигшего полного развития.

Таким Аполлон изображен на одном из величайших художественных произведений античного мира — на статуе, известной под названием Аполлона Бельведерского. Она была найдена в конце XV века и приобретена папой Юлием II, который поставил ее в садах Бельведера. Теперь статуя Аполлона Бельведерского находится в Ватиканском музее. С тех пор как эта статуя стала известна и до наших дней она не перестает возбуждать восторги и восхищение художников и ценителей искусства.

 


Дельфийский оракул и рок (судьба)

Победив Пифона, бог Аполлон и хор дельфийских дев впервые пропели победную песнь — пеан.

Пифия на треножнике

Пифия, дельфийская жрица Аполлона, сидит на треножнике.

Затем, сняв с дракона Пифона шкуру, бог Аполлон обернул ею треножник, на котором сидела Пифия — жрица, передававшая ответы оракула.

Этот оракул считался самым важным в Греции; простой случай открыл место Дельфийского оракула. Козы, бродя по склонам Парнаса, подошли к отверстию в земле, из которого подымались испарения; они так сильно подействовали на коз, что с ними тотчас же сделались судороги. Прибежавшие пастухи почувствовали и на себе действие этих испарений: ими овладело какое-то исступление, во время которого они испускали пронзительные крики и пророчествовали.

Над этим отверстием поставили треножник деревянный, резной, украшенный золотом, и на нем помещалась пророчествовавшая жрица Пифия. Пифия всходила на треножник после разных омовений и очищений, облаченная в длинные одежды, и, возбуждаемая выходящими из земли парами, произносила прорицания, которые передавались жрецами в стихотворной форме. Эти изречения Пифии отличались загадочностью и запутанностью; они большей частью давались в символической форме.

Впоследствии, когда один философ задал вопрос, почему бог поэзии Аполлон изрекает свои пророчества в таких плохих стихах, оракул стал передавать их прозой.

Вера в то, что Дельфийский оракул может безошибочно предсказывать будущее, способствовала еще сильнейшему развитию в античном мире веры в предопределения судьбы, или рока, и в то, что ничто не может спасти человека от раз предназначенной ему оракулом судьбы, какие бы он ни делал попытки, чтобы избавиться от нее. Яснее всего выражена эта вера в предопределение в древнегреческом мифе об Эдипе.

 


Эдип

Фиванский царь Лаий, вступив на престол, обратился к Дельфийскому оракулу, умоляя Аполлона даровать ему сына. Аполлон ему ответил, что пусть Лаий не желает иметь детей, а если у Лаия все же родится сын, то царь Лаий погибнет от его руки, и всю его семью постигнет страшное несчастье.

Когда же у Лаия родился сын Эдип, Лаий, помня предсказание оракула, отдал младенца Эдипа пастухам, предварительно связав и проколов Эдипу ноги, и приказал отнести и покинуть его на вершине горы Киферон, посвященной Эриниям (Фуриям).

Соседние пастухи нашли ребенка и отнесли Эдипа к бездетному царю Полибу и жене его Меропе (Медузе). Они стали Эдипа воспитывать как сына, и Эдип считал их своими родителями.

Прекрасная статуя Шодэ в Лувре изображает пастуха Форбаса, кормящего Эдипа.

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствующих назвал его найденышем. Тогда Эдип принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к Дельфийскому оракулу, прося Аполлона назвать его отца. Но бог Аполлон также не открыл Эдипу его происхождения, а предсказал ему, что Эдип убьет родного отца и женится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет таким образом родоначальником несчастного и преступного рода.

Напуганный этим предсказанием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы.

Эдип отправился в Фивы. По дороге, в одном узком проходе, Эдип встретился с колесницей неизвестного ему его настоящего отца, царя Лаия. Возница, управлявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но Эдип не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лаий. Эдип убивает царя Лаия и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца.

Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти; это был тот самый пастух, которому когда-то было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.

 


Загадка Сфинкса

Фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать убийц царя Лаия: ужасный Сфинкс, сын Эхидны и Тифона, по повелению Ареса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать.

Эдип и загадка сфинкса

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Прорисовка изображения на дне древнегреческой вазы.

Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лаия, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы.

Является Эдип, и чудовище Сфинкс задает ему следующую загадку: «Какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» «Это человек, — ответил ему Эдип, — в детстве он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку — вот его третья нога».

Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда. Надо полагать, что этот древнегреческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде.

На монетах Сфинкс является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины.

На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречиво напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок Сфинкса.

Из новейших художников Энгр написал на эту тему прекрасную картину.

 


Прорицатель Тиресий

Эдип стал таким образом фиванским царем и мужем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей.

Проходит несколько лет счастливого царствования Эдипа. Народ, видя в Эдипе мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и так слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед.

Главный жрец храма Зевса от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цветущая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря, и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (древнегреческий трагик Софокл).

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом Дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лаия.

Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий.

Эдип издал следующее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запрещаю каждому жителю страны, где я царствую, принимать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, — так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).

Все поиски оказались, однако, напрасными. Тогда царь Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на угрозы Эдипа.

Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам — убийца Лаия. Эдип призывает спасшегося тогда раба, начинает его допытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение.

Иокаста слышит слова раба. Объятая ужасом, спешит Иокаста в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к Иокасте, снимает с нее ее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, прогоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей Эдипа в несчастии, искать приюта в чужой стране.

 


Эдип и Антигона

Антигона трогательно заботится о слепом отце. Антигона — единственная поддержка Эдипа в изгнании, и имя Антигоны является даже и в наши дни синонимом детской любви.

Эдип находит, наконец, пристанище у Тесея, царя Афин, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда. Каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, Этеокл и Полиник обратились к Дельфийскому оракулу, который ответил, что престол Фив останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа.

Сыновья тотчас же послали за Эдипом, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл).

Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике. По словам Павсания, могила Эдипа находилась невдалеке от Афин.

 



Прежде: Аполлон

Содержание книги

Далее: Лира (кифара) Аполлона

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.