бог Аполлон, грифон

Аполлон-кифаред с грифоном. Капитолийские музеи, Рим. {Фото: (Creative Commons license): Javier Almodóvar}

уроки латыни в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 14
АПОЛЛОН

Рождение Аполлона и Артемиды. — Латона и змий Пифон. — Карийские крестьяне. — Феб-Аполлон. — Тип Аполлона.

Прежде: Деметра (Церера)

Содержание книги

Далее: Мифы об Эдипе


АПОЛЛОН

Рождение Аполлона и Артемиды. — Латона и змий Пифон. — Карийские крестьяне. — Феб-Аполлон. — Тип Аполлона.

 


Рождение Аполлона и Артемиды

Аполлон и Артемида (по-древнегречески), или Диана (по-латыни), были детьми Зевса и Титаниды Латоны (Лето).

Богиня Латона с детьми

Богиня Латона с детьми — Аполлоном и Артемидой (Дианой).

Ревнивая Гера, преследуя Латону, упросила Гею (Землю) не давать ей нигде пристанища и таким образом помешать Латоне произвести на свет Аполлона и Артемиду. Но Посейдон из сострадания к Латоне выдвинул из моря остров Делос, который, не прикрепленный к морскому дну, плавал по морю и, как не принадлежащий к материку, не находился под властью Геи.

И тут-то в продолжение девяти дней и ночей Латона испытывала ужасные мучения, а жестокая Гера не отпускала к ней на помощь своей дочери Илифии, богини родов. Наконец, все богини Олимпа сжалились над несчастной и послали легконогую Ирис (радугу) умолять Илифию прийти помочь Латоне. Лишь только богиня родов Илифия прибыла на остров Делос, как тотчас же появился на свет Аполлон, а затем Артемида.

Прекрасный эскиз Флаксмана изображает Илифию, стоящую перед Латоной, которая держит на коленях своих детей.

 


Латона и змей Пифон

Мстительная Гера не может никак простить Латоне того, что Латона своей красотой прельстила Зевса, и продолжает преследовать Латону и после рождения детей.

Гера подговаривает страшного дракона Пифона, сына Геи, не давать покоя несчастной Латоне, которая спасается от него бегством, неся на руках своих детей. На одной античной вазе Пифон изображен в виде огромной змеи, почти настигающей убегающую Латону.

 


Карийские крестьяне

Не находя нигде пристанища, Латона, спасаясь постоянно от новых преследований Геры, прибыла в Карию (область на юго-западе Малой Азии).

Мучимая сильной жаждой, Латона подошла к озеру с намерением утолить ее, но поселяне, прибежавшие с соседних полей, не позволили ей напиться и велели тотчас же уходить. Напрасно упрашивала Латона, хотя бы ради детей, позволить ей зачерпнуть хоть несколько капель воды; они не поддались на ее просьбы, а стали гнать, угрожая ей палками.

Тогда гнев овладел Латоной; вспомнив, что она — богиня и может своей властью покарать жестоких людей, Латона превращает их в лягушек.

Рубенс и Альбано написали на эту тему прекрасные картины; одна из них находится в Мюнхене, а другая в Лувре. Скульпторы также пользовались не раз этим сюжетом, воспроизводя его в группах, украшающих фонтаны и бассейны.

 


Феб-Аполлон

Бог Аполлон называется Фебом (лучезарным), когда он олицетворяет солнце.

Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко.

Аполлон-Феб — бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит.

Аполлон-Феб — покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы.

Аполлон-Феб — бог-исцелитель, потому что солнце исцеляет болезни своим благодатным теплом.

Аполлон, как олицетворение солнца, является в античных мифах самым прекрасным из богов. Аполлон — победитель тьмы и злых духов, бог света и жизни. Аполлон — друг и покровитель всего прекрасного и доброго и ненавидит все нравственно скверное, все нечистое и безобразное в природе.

Античное искусство изображало Аполлона в самых разнообразных видах. Самые примитивные изображения бога Аполлона — конические столбы, поставленные на больших дорогах. Эти столбы напоминали об Аполлоне как о боге-покровителе и исцелителе; повешенное на них оружие указывало на то, что Аполлон — бог-мститель, награждающий и наказывающий; когда же столбы украшались лирами, они должны были изображать Аполлона как бога гармонии, возвращающего покой тревожным душам.

 


Тип Аполлона

Тип Аполлона Амиклейского, воспроизведенный на античных монетах, может дать наглядное понятие о том, какие были первые изображения этого бога в эпоху архаическую.

В последующие эпохи античности тип этот сильно изменяется: Аполлон всегда изображается с длинными кудрями, разделенными посреди пробором, выражение лица открытое, энергичное, гордое и вместе с тем нежное, формы стройные, гибкие, выражают силу и здоровье. Бога Аполлона изображают безбородым и вечно юным, потому что солнце никогда не стареет.

На одной из многочисленных античных статуй, сохранившихся до наших дней, Аполлон изображен опирающимся о ствол дерева, по которому ползет ящерица, потому что первые теплые лучи солнца пробуждают ящерицу от спячки.

На другой не менее знаменитой античной статуе Аполлон представлен держащим лиру в руках, а подле него стоит грифон — мифологическое животное, изображение которого в античности часто встречается рядом с фигурой Аполлона.

 



Прежде: Деметра (Церера)

Содержание книги

Далее: Мифы об Эдипе

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.