репетитор латинского языка в СПб

 

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 44
Яблоко раздора: миф о суде Париса

Яблоко раздора: миф о суде Париса.Нереида Фетида и ее брак с Пелеем.Эрида: миф о яблоке раздора.Пастух Парис — сын Приама, царя Трои.Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите.Смысл мифа о суде Париса.Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке.

яблоко раздора, пастух Парис

Пастух Парис отдает богине Афродите яблоко раздора. На голове Париса — фригийский колпак, его обычный атрибут. Филиппо Тальолини, фарфор, конец XVIII в. Музей Каподимонте, Неаполь. {Фото: (Creative Commons license): Armando Mancini}

Прежде: Тесей

Содержание книги

Далее: Похищение Елены


Яблоко раздора: миф о суде Париса

Нереида Фетида и ее брак с Пелеем. — Эрида: миф о яблоке раздора. — Пастух Парис — сын Приама, царя Трои. — Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите. — Смысл мифа о суде Париса.

 


уроки древнегреческого языка в спб, преподаватель древнегреческого в спб
Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Древнегреческий писатель поздней античности Либаний в сочинении «Прогимнасмата» вкратце изложил миф о троянском царевиче Парисе и яблоке раздора так:

О похищении Парисом Елены

Зевс был в восхищении от красоты Фетиды, однако, услыхав от Ночи, что тот, кто родится от Фетиды, будет сильнее своего отца, не стал сочетаться с нею, а отдал в жены Пелею. И праздновалась свадьба на горе Пелион, оглашаемой гимнами богам и песнею Аполлона. Но Эрида, как не участвовавшая в пире, бросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было написано, что оно — дар красивейшей из богинь. Яблоко это сделалось причиной распри между супругой Зевса, Афродитой и Афиной. Зевс уклонился от судейства в споре, назначив им судьей Париса, сына Приама. Когда богини явились к пастуху Парису, победа досталась Афродите, пообещавшей Парису брак с Еленой: сын Приама счел эту плату лучшей, а царствование над Азией, которое предлагала ему Гера, и превосходство в сражениях, обещавшееся Афиной, он отверг. Парис построил корабль, поплыл в Спарту, взял Елену и — погубил Илион-Трою. {Либаний, «Прогимнасмата», 2, 27}

 


Нереида Фетида и ее брак с Пелеем

Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь.

Боги Зевс (Юпитер) и Посейдон (Нептун) — оба желали иметь Фетиду супругой. Однако оракул объявил, что сын Фетиды будет могущественнее своего отца. Тогда и Зевс, и Посейдон отказались от своих притязаний на нее и решили отдать Фетиду в супруги Пелею, потомку славного Эака, одного из судей в царстве теней.

Прекрасная Фетида была очень оскорблена решением богов выдать ее за простого смертного.

превращения Фетиды, Пелей

Фетида и Пелей. Фетида пугает Пелея своими превращениями во льва и в трех змей.

Фетида обладала способностью превращаться в разных зверей и тем приводила в ужас Пелея, который сказал об этом кентавру Хирону. Тот посоветовал Пелею не обращать внимания на то, в кого обратится Фетида, и храбро накинуть на нее цепи. Лишь только Фетида почувствовала на себе оковы Пелея, она покорно согласилась стать его женой и утратила способность превращаться в диких зверей.

На многих античных вазах изображена борьба Пелея с Фетидой, которая превращается то в льва, то в змею.

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих различные превращения Фетиды, желавшей во что бы то ни стало отделаться от многочисленных претендентов на союз с нею.

На других же барельефах представлены боги, отправляющиеся на пир в честь брака Пелея и Фетиды.

 


Эрида: миф о яблоке раздора

Все боги были приглашены на пир к Пелею; позабыли только пригласить на этот пир Эриду — богиню раздора.

Оскорбленная этим невниманием, Эрида решилась отомстить. Сорвав в Гесперидском саду золотое яблоко, Эрида сделала на нем надпись: «Самой красивой» — и бросила яблоко среди пирующих; тотчас же мир и согласие были нарушены. И золотое яблоко Гесперид превратилось в яблоко раздора.

Три богини — Гера, Афродита и Афина Паллада — заспорили, кому из них предназначалось яблоко, брошенное Эридой, и каждая доказывала свои права на него. Зевс, несмотря на всю свою власть, не мог их помирить. Тогда Зевс послал бога Гермеса (Меркурия) за пастухом Парисом, чтобы тот присудил одной из богинь спорное яблоко.

 


Пастух Парис — сын Приама, царя Трои

Парис был сыном царя Трои Приама и Гекубы, которой приснилось за несколько дней до появления Париса на свет, что у нее родился вместо сына горящий факел и от этого факела сгорела Троя.

Спрошенный оракул ответил, что сон Гекубы означает, что ребенок, который родится, будет причиной погибели его родного города.

Царь Трои Приам решил умертвить сына. Тотчас же после рождения Париса Приам призвал пастуха и приказал ему отнести сына на верхушку горы Иды и там оставить Париса на произвол судьбы. (Такой же мифологический сюжет оставления царского сына-младенца в горной местности на произвол судьбы имеется в мифе об Эдипе.)

Согласно мифу, в продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка. Пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал Париса.

Став юношей, царский сын Парис, воспитанный пастухом, отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой.

 


Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите

Когда бог Гермес привел Париса на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь.

Прежде чем Парис пришел к какому бы то ни было решению, Афина Паллада (Минерва) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама! Ни супруга Зевса, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами».

Едва Афина Паллада окончила, как заговорила богиня Гера (Юнона): «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство? Что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды».

Вслед за ней подошла богиня Афродита (Венера) и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, расстегнула пряжки своей туники и, гордясь собой, произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену».

Едва богиня любви умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и Афродита получила из его рук яблоко, которое стало источником раздора и жестоких битв.

 


Смысл мифа о суде Париса

Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки античных и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился.

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение Сергея Михайловича Соловьева «Парис» (1910 г.), в котором поэтически воспроизведен миф о суде Париса и похищении им Елены из Лакедемона — предыстория Троянской войны.

Сергей Соловьев

ПАРИС

Еще вчера шел дождь, и море было серо,
А нынче целый день сияет небосклон,
Хранима Эросом, плывет моя триера
      В божественный Лакедемон.

Уже который день, не покидая вёсел,
Гребут товарищи, морскую зыбь деля.
Для сна и отдыха ни разу я не бросил
      Из рук скрипучего руля.

Струятся с гор ручьи растаявшего снега,
Мне треплет волосы душистый ветр весны.
Какая слышится ликующая нега
      В журчанье вспененной волны!

Не страшен мне ваш гнев, кичливые Атриды.
Мой жребий царственный открылся мне в тот день,
Когда я пас стада в лугах родимой Иды,
      Свирелью прогоняя лень.

Напрасно Азии великую державу
Сулила Гера мне; во всех сраженьях верх
Афина прочила: и почести, и славу
      Я с равнодушием отверг.

Но тут, сорвавши с плеч пурпуровую хлену:
«Ты вкусишь радости, доступной лишь богам»,
Киприда молвила. — «Я дам тебе Елену».
      И я упал к её ногам.

Ни слезы матери, ни отчие седины
Не задержали путь. Во прахе и крови
Пусть рухнет Илион! Всё, всё за миг единый
      Её божественной любви!

Приама древнего прими благословенье.
Уже чертог — в цветах, готов венчальный хор,
И нежных ног твоих зовет прикосновенье
      Фиалка ионийских гор.

Остановись, ладья. Как с птичьего полета,
Я вижу весь узор таинственной судьбы.
Привет вам, тростники священные Эврота,
      Палестры мраморной столбы.

Кто эта женщина, прелестная, как нимфа,
Стоит в кругу подруг, поднявши диск златой?
В кудрях её — венок из роз и гиакинфа...
      Погибни, Илион святой!

По примитивным источникам, идея, вложенная в миф о суде Париса, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились древние греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужества и доблестей.

Фригиец Парис, присудив яблоко раздора Афине Палладе, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны. Дав яблоко богине Гере, фригиец Парис мог бы получить владычество над Азией. Но Парис предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Афродитой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Афина Паллада и Гера, стояла неизмеримо выше Азии.

Хотя Колуф и другие античные писатели упоминают о том, что богиня Афродита раскрыла свои одежды перед Парисом, тем не менее художники античности всегда изображали всех трех богинь на суде Париса совершенно одетыми.

В период римского владычества искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусства на тему суда Париса от этого периода.

Новейшее искусство, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь на суде Париса лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмана одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту.

Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь. Между тем, если строго придерживаться мифологических традиций, ни один сатир не осмелился бы смотреть с такой наглостью на Афину Палладу, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.

 



уроки древнегреческого языка в спб, преподаватель древнегреческого в спб
Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке

А теперь коснёмся античности в первоисточнике — прочтём рассказ ритора Либания о свадьбе Пелея и Фетиды, яблоке раздора и Парисовом суде в древнегреческом подлиннике.

Περὶ τῆς τοῦ Πάριδος ἁρπαγῆς (Libanii Progymnasmata 2, 27)

Θέτιν ὁ Ζεὺς ἐθαύμασε τοῦ κάλλους, παρὰ δὲ τῆς Νυκτὸς ἀκούσας ὡς ὁ τικτόμενος ἐκ Θέτιδος ἀμείνων ἔσται τοῦ πατρὸς αὐτὸς μὲν οὐ μίγνυται, Πηλεῖ δὲ δίδωσι. καὶ δέχεται μὲν τοὺς γάμους τὸ Πήλιον καὶ θεῶν ὕμνον καὶ Ἀπόλλωνος ᾠδήν. ἡ δὲ Ἔρις, οὐ γὰρ μετεῖχε τῆς θοίνης, μῆλον χρυσοῦν ἀφίησιν εἰς τὴν τράπεζαν. δῶρον εἶναι τῇ καλλίστῃ θεῶν τούτῳ ἐπεγέγραπτο. γίνεται οὖν ἀμφισβήτησις τὸ μῆλον τῇ τοῦ Διὸς γυναικὶ καὶ Ἀφροδίτῃ καὶ Ἀθηνᾷ. ὁ δὲ Ζεὺς φεύγει μὲν αὐτὸς τὴν κρίσιν, ποιεῖ δὲ αὐταῖς Πάριν τὸν Πριάμου κριτήν. ὡς οὖν ἧκον παρὰ τὸν βουκόλον, νικᾷ μὲν Ἀφροδίτη τῷ τῆς Ἑλένης γάμῳ, τοῦτο γὰρ ἄμεινον ὁ Πάρις ἡγήσατο, βασιλείαν δὲ ἣν ἐδίδου τῆς Ἀσίας ἡ Ἥρα, καὶ τὸ μαχόμενον κρατεῖν, ὃ ἦν τῆς Ἀθηνᾶς ὑπόσχεσις, παρῃτήσατο. ναυπηγεῖται οὖν καὶ πλεῖ καὶ λαμβάνει τὴν Ἑλένην καὶ ἀπόλλυσι τὸ Ἴλιον.

 



Прежде: Тесей

Содержание книги

Далее: Похищение Елены

репетитор древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.