Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 47
Гнев Ахиллеса

Протесилай и Лаодамия. — Гнев Ахиллеса. — Поединок Париса и Менелая. — Раненная Диомедом богиня Афродита. — Бог Арес и Диомед. — Прощание Гектора с Андромахой. — Поединок Гектора и Аякса. — Посольство греков к Ахиллесу. — Друг Ахиллеса Патрокл. — Бой греков и троянцев за тело Патрокла.

репетитор латинского языка в СПб

поединок Гектора и Менелая

Поединок Менелая и Гектора, прорисовка изображения на блюде, Родос, около 600 г. до Р.Х. Британский музей. Одна из древнейших надписей на древнегреческом языке. Написаны имена: Менелай (слева), Гектор (справа), Эвфорб (лежит, убитый Менелаем). Философ Пифагор — согласно своему учению о переселении душ — считал, что в нем (Пифагоре) обитает душа троянца Эвфорба. NB На изображении присутствует древний символ — свастика.

Прежде: Начало Троянской войны

Содержание книги

Далее: Гектор и Ахиллес


Гнев Ахиллеса

Протесилай и Лаодамия. — Гнев Ахиллеса. — Поединок Париса и Менелая. — Раненная Диомедом богиня Афродита. — Бог Арес и Диомед. — Прощание Гектора с Андромахой. — Поединок Гектора и Аякса. — Посольство греков к Ахиллесу. — Друг Ахиллеса Патрокл. — Бой греков и троянцев за тело Патрокла.

 


Протесилай и Лаодамия

После жертвоприношения Ифигении соединенный греческий флот мог выйти из гавани Авлиды в открытое море и взять курс на Трою. Переезд совершился благополучно, и вскоре корабли пристали к троянскому берегу.

Было предсказано оракулом, что кто первый ступит на троянскую землю, тот должен непременно погибнуть.

Храбрый греческий герой Протесилай решил пожертвовать собой. Протесилай только что женился на красавице Лаодамии, но все ее мольбы не могли заставить Протесилая отказаться от своего великодушного намерения.

Высадившись на берег, Протесилай был пронзен неприятельской стрелой и умер. Супруга Протесилая Лаодамия стала просить богов позволить ей еще раз повидаться с мужем. Согласно мифам древней Греции, бог Гермес привел Протесилая на землю на несколько часов.

Когда настало время Протесилаю вернуться в Аид, Лаодамия убила себя, не желая жить без мужа.

Этот трогательный миф о первой среди греков жертве боевых действий Троянской войны изображен в нескольких сценах на античном саркофаге, находящемся теперь в Пио-Клементинском музее.

 


Гнев Ахиллеса

Греки, высадившись на троянский берег, принялись опустошать селения вокруг Трои; они стали уводить стада и забирать людей в плен. Таковы были первые действия греков в Троянской войне.

Брисеиду уводят от Ахиллеса

Вестники Агамемнона Талфибий и Эврибат уводят Брисеиду от Ахиллеса. Талфибий держит жезл глашатая — кадуцей. Справа стоит Диомед.

Двух молодых пленниц, Хрисеиду и Брисеиду, привели в стан греков. При дележе военной добычи троянская пленница Хрисеида досталась Агамемнону, а Брисеида — Ахиллесу.

Но Хрис, отец Хрисеиды, был жрецом Аполлона, и захотел выкупить свою дочь. Хрис является к греческим предводителям с богатым выкупом и просит их отдать ему дочь Хрисеиду, грозя им гневом Аполлона.

Получив презрительный отказ, Хрис идет в храм Аполлона, приносит ему жертвы и умоляет Аполлона покарать греков. Аполлон насылает на греческое войско чуму.

По словам Гомера, «Аполлон сам посылает в греческий стан чумные стрелы, и все гибнет от них: сначала вьючные животные, а потом воины, и девять дней свирепствует этот бич».

Наконец, прорицатель Калхант объявляет, что надо отдать молодую девушку отцу, иначе гнев Аполлона будет тяготеть над ними. Все цари, в особенности Ахиллес, стали настаивать на том же, и Агамемнону пришлось уступить и вернуть Хрисеиду, но, желая отомстить Ахиллесу за его вмешательство, Агамемнон забирает у него Брисеиду.

Ахиллес должен был покориться, он не может идти против Агамемнона, этого царя царей, но, оскорбленный его поступком, Ахиллес тотчас же запирается в своей палатке и клянется своим мечом не сражаться больше вместе с греками против троянцев.

Мать Ахиллеса Фетида решается отомстить за оскорбление сына. Фетида отправляется к Зевсу, прося его даровать троянцам победы над греками до тех пор, пока ее сын не будет принимать участия в битвах.

Античный барельеф, находящийся теперь в Лувре, изображает Ахиллеса, в страшном гневе покидающего стан греков.

Английский художник Флаксман написал на мифологическую тему гнева Ахиллеса иллюстрацию к «Илиаде».

 


Поединок Париса и Менелая

И вот наступил день первого сражения Троянской войны.

Греки выступили в боевом порядке с храбрыми предводителями (Атридами) во главе. Троянцы явились с беспорядочными толпами их азиатских союзников, оглашавших диким криком и шумом поле сражения.

При первой стычке между троянцами и греками Парис является во главе троянской армии. Шкура леопарда покрывает плечи Париса, в руках у него лук, меч и два тяжелых копья. Парис вызывает одного из греческих предводителей на поединок.

древнегреческие надписи на блюде

Битва Гектора и Менелая, изображение на древнегреческом блюде, прорисовка которого дана шапке этой страницы сайта. Родос, около 600 г. до Р.Х. Британский музей.

Тотчас же Менелай, подобно голодному льву, увидавшему добычу, бросается со своей колесницы и спешит встретить врага; но Парис, увидев перед собой обманутого им мужа, в ужасе и смятении бежит и прячется за ряды троянцев.

Возмущенный такой трусостью, брат Париса Гектор осыпает Париса упреками и заставляет его вернуться на поле сражения.

Парис вновь вызывает Менелая на поединок, обещая, что кто из них победит, тому будет принадлежать Елена, остальные же враги помирятся: греки уйдут домой, а троянцы мирно останутся в их городе.

Но Менелай требует, чтобы престарелый царь Приам подтвердил это обещание, и вызванный герольдами царь выходит из города, приносит богам жертвы и подтверждает слова сына.

Поединок Париса и Менелая начинается; враги сходятся несколько раз, все безуспешно; никто из них не ранит другого. Наконец, Менелай хочет нанести решительный удар, но Парис исчез: богиня Афродита окружила Париса облаком и перенесла в благоухающую комнату, вдали от шумного поля битвы.

Любимец богини отдыхает на роскошном ложе. Афродита приводит к Парису Елену, чтобы она полюбовалась его красотой, но гордая царица отвертывается от него и осыпает Париса упреками. «Как мог ты так скоро покинуть поле битвы! Лучше бы ты погиб, побежденный храбрым воином, бывшим моим супругом!» — говорит Парису Елена с презрением.

Художник Луи Давид в своей мифологической картине, находящейся в Лувре, изобразил Елену, осыпающую упреками Париса, но при этом он, нисколько не стесняясь, поместил своих действующих лиц в одну из зал антиков в Луврском музее и выписал даже украшающие ее кариатиды работы Жана Гужона.

Флаксман также изобразил эту гомеровскую сцену.

 


Раненная Диомедом богиня Афродита

Афродита ранена Диомедом

Венера, раненная Диомедом, возвращается на Олимп. Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1800 г.

Даже боги принимали участие в кровавых битвах под стенами Трои. Афина Паллада и Гера не могли простить Парису его предпочтения Афродиты и стояли в Троянской войне на стороне греков. Боги Аполлон, Арес и Афродита помогали троянцам.

Афродита видит первая, как падает ее сын от троянца Анхиза — троянский герой Эней. Сын Анхиза и Афродиты ранен тяжелой скалой, сброшенной на него греческим героем Диомедом. Богиня Афродита, чтобы защитить сына, прикрывает Энея своим белым покрывалом.

Суровый Диомед узнает богиню и ранит ее. Афродита вскрикивает от боли и уходит на Олимп жаловаться Зевсу, который принимает Афродиту очень немилостиво.

Бог Арес и Диомед

Тогда бог Арес (Марс) хочет сразиться с Диомедом. Греческий герой колеблется, видя, что сам бог войны стоит в рядах троянцев, но Афина Паллада поддерживает его мужество, обещая Диомеду свое покровительство. Афина Паллада, действительно, отводит в сторону копье бога Ареса и помогает Диомеду ранить его своим дротиком.

«Страшный Арес, — говорит Гомер, — испустил крик, подобный реву десяти тысяч сражающихся воинов; и греки, и троянцы охвачены ужасом, до того громок и могуч голос ненасытного бога войны».

 


Прощание Гектора с Андромахой

Славный и мужественный троянский герой Гектор, сын Приама, хочет, в свою очередь, сразиться с врагом. Гектор вызывает одного из храбрейших греческих предводителей на поединок.

Но прежде чем вступить в бой с врагом, Гектор хочет проститься с Андромахой, его женой, и с маленьким сыном. Андромаха является на призыв мужа; она со слезами умоляет Гектора отказаться от поединка. Андромаха высказывает Гектору свои опасения и свои предчувствия; ей кажется, что Гектор больше не вернется.

Гектор отвечает, что он разделяет опасения Андромахи, но что храбрость не позволяет ему скрываться перед неприятелями. Гектор с детства привык сражаться в первых рядах, защищая честь и славу отца и свою собственную.

«Я чувствую, — говорит Гектор, — что настанет день, когда погибнет священная Троя, и с ней вместе Приам и славный народ доблестного Приама» (Гомер).

Гектор нежно прощается с Андромахой и сыном и покидает ее.

Прощание Гектора с Андромахой изображалось очень часто античными художниками и до наших дней служит темой для произведений новейших художников как яркий эпизод поэтической истории Троянской войны.

Поединок Гектора и Аякса

Вызов Гектора был принят греками. Предводители кинули жребий, кому идти сражаться с храбрым троянцем. Жребий пал на Аякса, сына Теламона.

Аякс Теламонид и Гектор сражаются целый день, но ни одному из них не удается победить противника, и они расстаются с чувством полного уважения друг к другу.

Тогда обе враждебные армии сходятся опять и сражение возгорается с новой силой. Греки, желая защитить от неприятельских стрел свои корабли, воздвигли укрепление, защищавшее их стан и корабли. Туда-то направляется Гектор со своими воинами; он уже подходит к кораблям с факелом в руке, собираясь поджечь греческий флот, уже горит корабль Протесилая, но храбрый Аякс защищает остальные, не щадя своих сил и жизни.

Защита Аяксом греческого флота изображена на многих древнегреческих расписных вазах.

 


Посольство греков к Ахиллесу

посольство к Ахиллесу

Послы Агамемнона Аякс Теламонид, Одиссей и Феникс пытаются уговорить Ахиллеса начать сражаться против троянцев. Меч и шлем Ахиллеса красноречиво висят на стене палатки в бездействии.

Ужас и смятение царят в стане греков; многие из них начинают поговаривать, не отказаться ли от войны, которой боги, по-видимому, не покровительствуют.

При этом вспоминают об Ахиллесе и о предсказании Калханта, что без Ахиллеса греки не одержат победы в Троянской войне.

Агамемнон соглашается возвратить Ахиллесу Брисеиду и послать ему богатые подарки. В палатку Ахиллеса отправляются послы; они идут умолять Ахиллеса вернуться в греческий стан и вновь принять участие в сражениях. Послы находят героя играющим на лире, но напрасны их просьбы и мольбы: Ахиллес неумолим, он не может забыть оскорбления Агамемнона.

 


Друг Ахиллеса Патрокл

Грек Патрокл, друг детства Ахиллеса, с грустью смотрит из своей палатки на смятение и беспорядок, царящие среди греков.

Патрокл видит раненными Одиссея, Диомеда и доблестного Агамемнона, видит тщетные усилия Аякса защитить корабли от Гектора. Мужественное сердце Патрокла не может долее выносить этого прискорбного зрелища.

Уверенный, что одного вида доспехов Ахиллеса будет достаточно, чтобы нагнать страх на врагов, Патрокл идет к другу в палатку и умоляет Ахиллеса одолжить ему его шлем и латы. Надев доспехи Ахиллеса, Патрокл присоединяется к сражающимся.

Сарпедон, сын Зевса и могущественный союзник Приама, погибает первый от руки Патрокла.

Бой греков и троянцев за тело Патрокла

Троянцы, предполагая, что великий герой Ахиллес вновь сражается в рядах греков, хотят укрыться в Трою. Гектор старается поднять мужество троянцев. Гектор вступает в бой с Патроклом, и греческий герой погибает, сраженный копьем Гектора.

Тогда вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой. Почти все знаменитые герои Троянской войны принимают участие в сражении за тело Патрокла. Греки стремятся во что бы то ни стало отбить у троянцев тело Патрокла, чтобы принести его Ахиллесу и устроить Патроклу торжественные похороны, достойные такого героя. Троянцы хотят унести тело Патрокла в свой город как славный трофей.

Бой за тело Патрокла изображался очень часто в античности. Существует много барельефов и расписных ваз с изображением этого сражения Троянской войны.

Прекрасная античная скульптурная группа изображает Менелая, поднимающего тело Патрокла.

Из произведений новейших художников на эту мифологическую тему из истории Троянской войны пользуется известностью картина Джулио Романо.

 



Прежде: Начало Троянской войны

Содержание книги

Далее: Гектор и Ахиллес

репетитор латинского языка в спб

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.