Артемида Эфесская, богиня Диана

Артемида, тип Дианы Эфесской. Коллекция Фарнезе, II в. от Р.Х. NB То, что производит впечатление множества женских грудей, в действительности — мошонки жертвенных быков. Национальный археологический музей, Неаполь. {Фото: (Creative Commons license): yashima}

уроки латыни в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 22
Артемида (Диана), сестра Аполлона

Тип и атрибуты богини Артемиды. — Диана-охотница. — Кара Актеона. — Нимфы Артемиды. — Богиня Артемида и нимфа Каллисто. — Тип Артемиды Эфесской. — Амазонки.

Прежде: Гелиос, бог-солнце

Содержание книги

Далее: Кастор и Поллукс (Диоскуры)


Артемида (Диана), сестра Аполлона

Тип и атрибуты богини Артемиды. — Диана-охотница. — Кара Актеона. — Нимфы Артемиды. — Богиня Артемида и нимфа Каллисто. — Тип Артемиды Эфесской. — Амазонки.

 


Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона — богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, — явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида с факелом, килик

Богиня Артемида с факелом, луком и стрелами. Прорисовка изображения на дне килика.

Артемида (Диана) — богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды — колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры (Парки) обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

 


Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница, когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них — луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, — например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской, когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной, или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

 


Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Актеон, Пармиджанино

Актеон. Пармиджанино, фреска, начало 1520-х гг.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

 


Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

 


Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, — азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

 


Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую — Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл — первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

 



Прежде: Гелиос, бог-солнце

Содержание книги

Далее: Кастор и Поллукс (Диоскуры)

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.