Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 21
Гелиос, бог-солнце

Бог Гелиос и остров Родос. — Знаки зодиака в античном искусстве. — Колесница Гелиоса. — Миф о Фаэтоне. — Кони Гелиоса. — Падение Фаэтона. — Гелиады, или Фаэтонтиды.

уроки латыни в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

бог Гелиос, Эос, Фосфор, греческие мифы

Гелиос, Эос, Фосфор поднимаются из моря. Фосфор (светоносец) — это олицетворение утренней звезды. NB Под копытами коней Гелиоса и Эос — морские рыбы.

Прежде: Асклепий, бог врачей

Содержание книги

Далее: Артемида (Диана), сестра Аполлона


Гелиос, бог-солнце

Бог Гелиос и остров Родос. — Знаки зодиака в античном искусстве. — Колесница Гелиоса. — Миф о Фаэтоне. — Кони Гелиоса. — Падение Фаэтона. — Гелиады, или Фаэтонтиды.

 


Бог Гелиос и остров Родос

Культ бога Гелиоса, или Солнца, вначале разнился от культа Аполлона, с которым его впоследствии отождествили.

Бог Гелиос, освещая всю вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому Гелиоса называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, бог Гелиос открыл Гефесту измену Афродиты. Богине Деметре бог Гелиос рассказал о том, кто похитил Персефону.

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке Гелиос держит шар, в другой — рог изобилия; подле него видны головы его коней.

Знаменитый Колосс Родосский (одно из античных семи чудес света), между ног которого проходили свободно парусные суда, есть также не что иное, как изображение бога Гелиоса.

Когда после свержения Титанов олимпийские боги поделили вселенную, бог Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Гелиос стал жаловаться Зевсу, и тот выдвинул со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

 


Знаки зодиака в античном искусстве

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает бог-солнце на своей колеснице в течение года.

Путь бога Гелиоса разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими зодиакальными знаками:

При этом в античности полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

Солнечный путь, по мифологическим сказаниям античности, совершенно не согласуется с принципами современной астрономии. По этим сказаниям, бог Гелиос, выходя из реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название Солнечных ворот. Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Ночью бог Гелиос описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь.

 


Колесница Гелиоса

Лишь только бог Гелиос показывался на востоке, как тотчас же Часы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в колесницу Гелиоса крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, Месяцы, Годы, Века вместе с Часами (Горы) составляли свиту бога Гелиоса, жилище которого — роскошный золотой дворец — находилось на самом дальнем востоке.

Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Эос (Аврора, заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы Гелиоа.

На своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого Часами и Днями, а впереди колесницы летит богиня зари Эос (Аврора), рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, находился на том именно пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь.

Геспериды, страна на конце вселенной, принадлежала Атланту. Атлант владел огромными стадами, которые паслись в стране Гесперид, и ему принадлежал знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые античные авторы указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию.

В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В этом же виде изображался Атлант чаще всего на резных камнях.

Бог Гелиос своими горячими и благотворными лучами способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла; вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею и внучкой — «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею: они обе умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них губительные волшебные напитки.

 


Миф о Фаэтоне

Кони Гелиоса

Падение Фаэтона
Гелиады, или Фаэтонтиды

Миф о Фаэтоне указывает на тот вред, который иногда причиняли земному шару палящие лучи Гелиоса.

Фаэтон, или «Блестящий» (в переводе с древнегреческого языка), был сын бога Гелиоса и Океаниды Климены. Поспорив однажды с одним из сыновей Зевса, который отрицал его божественное происхождение, Фаэтон отправился к отцу и весь в слезах стал умолять Гелиоса доказать перед всей вселенной его происхождение.

Бог Гелиос, тронутый горем сына, обещал сделать для Фаэтона все, что только в его силах, и даже поклялся исполнить его первое желание, хотя бы самое безрассудное. Тогда Фаэтон попросил бога Гелиоса позволить ему один только день управлять его золотою колесницею. Гелиос, предвидя опасность от управления такой неопытной рукой его крылатыми конями, пришел в ужас, но, поклявшись Стиксом, Гелиос должен был сдержать свою клятву.

В обычное время Гелиос приказал Часам запрячь коней; сам намазал лицо юноши волшебною мазью, чтобы предохранить Фаэтона от пламени, вылетающего из ноздрей этих коней.

Фаэтон, гордясь, что явится перед вселенной на золотой колеснице, смело взял вожжи, но кони, почувствовав тотчас же неумелые руки, понесли, сбиваясь с обычного пути. Испуганный Фаэтон, забыв все наставления отца, начал терять голову. Когда же Скорпион, к которому кони подъехали слишком близко, замахнулся на него клешней, Фаэтон бросил вожжи, и кони понеслись с ужасающей быстротой.

Вот что говорит об этом римский поэт Овидий: «Несясь с неудержимою быстротою, кони приблизились к земле: трава сохнет, деревья загораются, земля трескается и становится бесплодной, города объяты пламенем, моря высыхают и превращаются в песчаные пустыни. С тех пор жители Африки, кожа которых обуглилась от пламени, сохранили навеки темный цвет кожи, а Нил, испугавшись такого необычайного явления, бросил свое прежнее русло, и источник его скрылся от людских взоров. Властелин богов Юпитер, видя, что половина земли объята пламенем, хочет залить ее дождем, но не может вызвать его. Тогда, чтобы спасти вселенную от гибели, он берет свои громоносные стрелы и поражает ими несчастного юношу, который падает на землю. Гелиос, пораженный горем, отказывается освещать небесный свод, и только настоятельное приказание Юпитера заставляет его вновь совершать свой обычный путь. Сестры Фаэтона, Гелиады, в продолжение четырех месяцев не покидают его могилы, оплакивая безвременную кончину брата».

Гелиады, сестры Фаэтона

Гелиады, сестры Фаэтона, превращаются в деревья. Иоганн Вильгельм Баур, гравюра-иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы», около 1639 г.

Тронутые жалобами и слезами Гелиад, сестер Фаэтона, боги превратили их в деревья, а неиссякаемые слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превратились в прозрачные капли янтаря, так высоко ценимого в античной древности.

Много художников изображали на своих картинах миф о Фаэтоне, в том числе и Рубенс, написавший прекрасную картину на эту тему. Из античных произведений сохранился на вилле Боргезе прекрасный барельеф, изображающий весь миф.

 



Прежде: Асклепий, бог врачей

Содержание книги

Далее: Артемида (Диана), сестра Аполлона

уроки древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.