курс латинского языка в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 4
Судьба, или Рок

Юпитер и Фемида. — Горы, или Часы. — Времена года. — Парки, или Мойры. — Рождение Мелеагра. — Калидонский вепрь. — Горящее полено. — Фортуна. — Плутос. — Золото царя Мидаса.
Лахесис, Атропос, Клото, имена Мойр, греческие богини судьбы

Три Мойры (Парки): Лахесис, Атропос, Клото.
Витражное стекло из Нюрнберга, ок. 1530 г. Берлинский музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum).
{Фото: (Creative Commons license): quinet}

Прежде: Юнона (Гера)

Содержание книги

Далее: Бог Сон и бог Смерть, сыновья богини Ночи


СУДЬБА, или РОК

Юпитер и Фемида. — Горы, или Часы. — Времена года. — Парки, или Мойры. — Рождение Мелеагра. — Калидонский вепрь. — Горящее полено. — Фортуна. — Плутос. — Золото царя Мидаса.

 


Юпитер и Фемида

Фемида, олицетворение законного порядка и правосудия, — также супруга Юпитера; отличительный признак Фемиды, или атрибут, — весы. Фемида никогда не восстает против Зевса, подает благие советы и объявляет постановления Зевса. На Олимпе Фемида занимает место по правую сторону властителя богов; Фемида никогда не вступает в пререкания с Герой, и та не преследует Фемиду своей ревностью.

Новейшее искусство очень часто изображает Фемиду на фронтонах общественных зданий, но древнее искусство не дало Фемиде определенного типа; не сохранилось ни одной из статуй Фемиды, и о Фемиде не сложилось отдельного мифа, хотя, как богиня, Фемида пользовалась большим почетом.

 


Горы, или Часы

Мойры, или Парки, и Часы, или Горы, — дочери Фемиды от Зевса. Феокрит называет Гор самыми медлительными богинями: они чередуются одна за другой, не оспаривая и не захватывая друг у друга прав. Их первоначально смешивали с временами года, и тогда их всего было три. Изображались они следующим образом: Весна с цветком в руке, Лето с веткой, а Осень с виноградной кистью. Затем число Гор увеличивается; они не только обозначают течение времени, но и должны наблюдать за точным исполнением закона, за справедливостью и за добрыми нравами смертных. Их изображали в виде молодых девушек, танцующих с плавными и ритмичными движениями. Специальная же их обязанность состояла в том, чтобы открывать двери богу Солнца, когда он выезжал на своей колеснице.

Божества времен года

У римлян времена года почти всегда изображались на саркофагах вместе с Вакхом, которого считали их богом. Времена года являлись на этих памятниках под видом юноши с различными атрибутами: Весна, увенчанная цветами, держит козленка и рог изобилия; Лето — с венком из колосьев и со снопом в руках; у Осени на голове ветви оливкового дерева; держит она корзину, наполненную винными ягодами; Зима, увенчанная тростниками, несет гуся.

В произведениях декоративного искусства новейших веков часто встречаются аллегорические фигуры времен года, но теперь их всегда изображают в виде женщин.

 


Парки, или Мойры

Парки (по-латински), или Мойры (по-древнегречески), древним представлялись олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Власть их была очень смутно определена; иногда казалось, что эта власть подчинена богам, а иногда — напротив, что она превышает власть богов и что боги не могут ни изменить, ни отменить того, что предрешили Мойры. «Сегодня, — говорят боги, — мы все спустились с Олимпа, чтобы принять участие в битве, дабы помешать троянцам нанести вред Ахиллесу. А между тем, над ним должна неизбежно исполниться та судьба, которую для него выткали Мойры в момент его появления на свет» (Гомер). Вергилий, подобно Гомеру, видит в Юпитере только исполнителя законов Судьбы, или Рока, а не законодателя и властителя судеб. Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали Мойры в момент рождения каждого?» Юпитер отвечал: «Да, это совершенная правда. Парки предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как каждый из богов являлся самостоятельным и свободным; даже Зевс, властитель богов и людей, не имел неограниченной власти. Люди чувствовали потребность поставить над этим миром богов еще другую власть, высшую, таинственную, простирающуюся над всеми. Такую-то власть олицетворяют таинственные и страшные Мойры, или римские Парки.

Лахесис, Атропос, Клото, имена Мойр, греческие богини судьбы

Три Мойры (Парки): Лахесис, Атропос, Клото.

Латинская надпись — цитата из эпиграммы Марциала (IV, 54):
Lanificas nulli tres exorare puellas
contigit: observant quem statuere diem.

В русском переводе Ф.А.Петровского:
«Трех Прядильщиц вовек никому умолить не случалось:
Точно блюдут они все ими назначенный день».


Витражное стекло из Нюрнберга, ок. 1530 г. Берлинский музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum).
{Фото: (Creative Commons license): quinet}

У Гомера Мойра является обыкновенно в единственном числе, но в поэме встречаются и Мойры во множественном числе: Мойры прядут нить человеческой жизни и называются пряхами.

Гесиод называет уже трех Мойр: Клото — прядущая, Лахесис — определяющая (участь) и Атропос — неизбежная, неотвратимая. Древнее искусство изображало Мойр в виде старух или дев со строгими, мрачными лицами: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечала судьбу людей, и Атропос с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни, и с солнечными часами, на которых она показывает час смерти.

В одной из флорентийских галерей находится знаменитое произведение Микеланджело, где Мойры изображены старухами.

Французский скульптор Дебэ придал в своей группе Мойрам образы молодых, красивых девушек: Клото, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую неумолимая Атропос с ветками мрачного кипариса на голове собирается перерезать, а Лахесис вынимает из урны шар, на котором она начертит все, что должно произойти в течение короткой жизни этого смертного.

 


Рождение Мелеагра

Если Мойры могут предсказывать человеческую судьбу и всемогущи в определении событий, долженствующих совершиться, то они не всегда точно определяли срок (время) исполнения их предсказаний. У Алфеи, супруги царя калидонского Ойнея, родился сын Мелеагр; спустя семь дней после его рождения Парки предсказали, что он проживет до тех пор, пока не сгорит полено, горевшее в то время в очаге; Алфея тотчас же вытащила это полено, погасила его и тщательно спрятала, Мелеагр же вырос и стал прекрасным юношей, храбрым и отважным.

Калидонский вепрь

Однажды отец Мелеагра забыл принести жертву богине Артемиде (Диане), которая в отместку послала страшного вепря опустошать всю страну. Этот вепрь Артемиды получил в мифах древней Греции наименование калидонского кабана.

«Поля разорены, виноградники уничтожены, оливковые деревья вырваны с корнями и плодами, стада, пастухи, собаки, даже самые свирепые быки не могли противостоять силе и бешенству калидонского вепря. Все бежало перед ним, деревни опустели, и только города представляли верное убежище против его свирепости».

Такими словами описывает древнеримский поэт Овидий ужас, наведенный на всю страну этим страшилищем. Отважный Мелеагр решился уничтожить калидонского вепря. Вот отчего Мелеагр всегда изображается в искусстве с головой и шкурой кабана. Но чувствуя, что одному ему не справиться, Мелеагр пригласил на эту охоту многих знаменитых героев, как-то: Ясона, Тесея, Кастора, Поллукса и других, а также двух своих родственников, братьев матери. Среди участников Калидонской охоты находилась Аталанта, молодая девушка необычайной красоты и храбрости. Зверь, окруженный со всех сторон, бросился прямо на охотников, повалил нескольких из них, но меткая стрела Аталанты ранила вепря, Мелеагр тотчас же кинулся на калидонского вепря и всадил в него свое копье.

Мелеагр, калидонский вепрь, кабан, калидонская охота, миф

Калидонская охота: Мелеагр и калидонский вепрь.

Затем, отрезав голову вепря и сняв шкуру, Мелеагр отдал эти трофеи Аталанте, первою ранившей зверя. Но остальные охотники были недовольны тем, что трофеи достались девушке, и запротестовали, а дяди Мелеагра даже отняли их у Аталанты. Рассерженный Мелеагр бросается на них и убивает их.

Горящее полено

Алфея, мать Мелеагра, отправилась благодарить богов за дарованную ее сыну победу, но по дороге она увидела тела своих братьев и узнала, кто их убийца. Вне себя от горя и злобы, она только думает о мести; возвратившись домой, берет спрятанное ею полено и кидает его в пылающий огонь очага. Герой Мелеагр тотчас же охвачен необъяснимыми страданиями и испускает дух в тот момент, когда полено догорает. В ужасе от собственного преступления, Алфея лишает себя жизни.

Калидонская охота была изображена Скопасом на фронтоне храма Афины (Минервы) в городе Тегее. Сохранившийся до наших дней античный барельеф представляет тот момент, когда вепрь кидается на охотников.

 


Фортуна

В мифологии греков и римлян нет особенного сказания о Фортуне, дочери Океана и Тефиды, но античное искусство создало для Фортуны особенный тип и атрибуты, которые изменяются смотря по тому, какое значение придают Фортуне.

богиня Фортуна, Тиха, Тихэ, Тюхэ, Плутос, рог изобилия

Богиня случая Фортуна (Тиха, Тихэ, Тюхэ) с младенцем Плутосом и рогом изобилия, II в. от Р.Х., Археологический музей Стамбула.
{Фото: (Creative Commons license): Bochum1805}

Фортуна держит руль в руках, когда изображают Рок, управляющий миром; когда же рог изобилия заменяет у нее руль, Фортуна является символом богатства и изобилия.

Поэты придают Фортуне крылья, чтобы показать ее непостоянство, а художники охотнее изображают Фортуну с земным шаром или колесом.

Древние греки называли Фортуну именем Тиха (Тихэ, Тюхэ), что в переводе с древнегреческого означает ‘случай’, как и Фортуна в переводе с латинского.

 

Плутос

Богом богатства считался Плутос, сын Цереры (Деметры).

Зевс (Юпитер), боясь, что Плутос будет слишком пристрастно распределять свои дары, поразил его еще в детстве слепотой, так что Плутос не знал, кому доставалось богатство, добрым или злым смертным.

Плутос изображался мальчиком, держащим рог изобилия.

В Фивах находилась статуя Фортуны с Плутосом на руках, в Афинах его держала богиня мира (Эйрэнэ, Ирина).

 


Золото царя Мидаса

До чего может довести непомерная любовь к золоту, показывает следующий миф: царь фригийский Мидас оказал услугу Вакху, в награду за это бог предложил ему просить, чего он только пожелает. Мидас попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, тотчас же превращалось в золото. Вакх исполнил это желание. Мидас, желая в этом убедиться, сорвал ветку, которая тотчас же превратилась в золото; вне себя от радости отправился он в свой дворец и прикоснулся к входным дверям — они заблестели и засверкали.

Но вскоре радость Мидаса превратилась в отчаяние: проголодавшись, Мидас сел за стол и поднес ко рту кусок мяса, но, увы, едва дотронулся он до него, как мясо превратилось в твердый кусок золота; Мидас поднес кубок с вином ко рту, но в кубке оказалось жидкое расплавленное золото. Посреди роскоши и изобилия Мидасу приходилось страдать от голода и жажды, которых он не мог ничем утолить, ибо все превращалось в золото, и это золото, предмет его страстных желаний, превратилось для Мидаса в орудие пытки. Мидас стал умолять Вакха отнять у него его дар; бог повелел Мидасу выкупаться в источнике Пактол, который с тех пор катит в своих волнах золото в изобилии.

Французский художник Пуссен изобразил Мидаса, умоляющего Вакха отнять у него его пагубный дар: эта картина находится в Мюнхенской пинакотеке.

 



Прежде: Юнона (Гера)

Содержание книги

Далее: Бог Сон и бог Смерть, сыновья богини Ночи

уроки древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.