Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 35
Домашние боги

Гестия (Веста), богиня домашнего очага. — Ослиная голова на лампах Весты. — Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме. — Весталки, жрицы богини Весты. — Лары и Пенаты. — Гении в мифологии.

курс латинского языка в СПб

домашние боги лары и пенаты

Римский ларарий (lararium), божница Ларов. В центре – Гений, по сторонам – пляшущие Лары. Каждый из двух Ларов держит рог вина в руке. Помпеи, дом Веттиев. {Фото: (Creative Commons license): sixpee2013}

Прежде: Уродливый бог Пан

Содержание книги

Далее: Бог Дионис (Вакх)


ДОМАШНИЕ БОГИ

Гестия (Веста), богиня домашнего очага. — Ослиная голова на лампах Весты. — Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме. — Весталки, жрицы богини Весты. — Лары и Пенаты. — Гении в мифологии.

 


Гестия, богиня домашнего очага

Греческая богиня Гестия (в римской мифологии — богиня Веста) есть олицетворение домашнего очага, на котором всегда горит священный небесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг есть центр семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы. И вместе с тем очаг — это место, куда античная семья ставила своих домашних богов. Тут, вокруг священного очага, вдали от суетной и шумной общественной жизни, семья находила мир и покой; тут должны были существовать только согласие, любовь и чистые, целомудренные нравы. И все это могла даровать богиня Гестия (Веста), и она же должна была охранять семейный очаг от всего дурного.

Богиня Гестия (Веста) была старшей дочерью бога Кроноса (Сатурна) и богини Реи. Проглоченная отцом, Богиня Гестия (Веста) только впоследствии увидала свет, когда бога Кроноса (Сатурна) принудили вернуть проглоченных детей.

Аполлон и Гермес (Меркурий), два могучих бога, искали брачного союза с ней, но богиня Гестия (Веста) поклялась головой Зевса (Юпитера) сохранить вечную девственность и сдержала свою клятву. За это Зевс (Юпитер) даровал ей то преимущество, что на всех семейных очагах богине Гестии (Весте) первой приносили жертвы и почитали ее в храмах всех богов. Богиня Гестия (Веста) являлась для смертных самой священной из богинь античной мифологии.

В античности очаг был символом семейной жизни, счастье которой основывалось на целомудрии и чистоте жены. Богиня Гестия (Веста), как охранительница семьи, причислялась и почти отождествлялась с домашними богами и предками — покровителями живых членов семьи. Место богини Гестии (Весты) было всегда посреди дома.

Богиня Гестия (Веста), подобно скромной девственнице, удаляется от шумной жизни, не принимает в ней почти участия. Именно поэтому у богини Гестии (Весты) нет особенной легенды или мифа ни в греческой, ни в римской мифологии. Почти не существует античных изображений богини Гестии (Весты).

Впоследствии богине Гестии (Весте) воздвигались алтари посреди города как охранительнице города и всех общественных союзов.

Когда члены общества покидали родной город, чтобы поселиться в другом месте или основать другой город, они увозили с собою огонь, взятый на алтаре этой античной богини, для того чтобы зажечь огонь на их новом очаге.

Общественное здание Пританей находилось посреди города Афин и считалось храмом богини Гестии. На алтаре Гестии в Пританее девственницы поддерживали вечный огонь, а члены-управители приносили богине Гестии там каждый день жертвы — вино, хлеб, плоды и прочее. Там же, в Пританее, у очага Гестии, принимались чужестранные послы и устраивались для них пиры.

Поэтому в древней Греции у богини очага было мало отдельных храмов. В Дельфах, греческом городе, считавшемся в античности центром вселенной, находился храм Гестии. Дельфийский храм Гестии считался религиозным центром для всего греческого народа. Но главным очагом, центром как для богов, так и для людей, был очаг Гестии на Олимпе, на котором горел небесный огонь.

В храмах богини Гестии не было ее изображений. Гестия олицетворялась пламенем, всегда поддерживаемым на ее алтаре. «У богини Весты, — говорит римский поэт Овидий, — также, как у пламени, нет ни тела, ни образа, ни изображения». Но, несмотря на слова Овидия, изображения богиня Гестии (Весты) существовали, хотя в очень ограниченном количестве.

Римский писатель Плиний Старший упоминает о статуе Гестии, изваянной древнегреческим скульптором Скопасом, которая очень славилась в античности. Существует также античная статуя неизвестного художника, изображающая богиню Гестию (Весту), одетую в длинную тунику, прихваченную поясом. На Гестии накинут длинный плащ, на голове покрывало, а в руке Гестии светильник — символ вечного огня.

Ослиная голова на лампах Весты

Сохранилось несколько римских ламп, посвященных богине Весте. Лампы Весты часто украшены ослиной головой. Осел фигурировал также на некоторых праздниках, учрежденных в честь богини Весты.

Этим напоминали миф об услуге, оказанной богине Весте ослом Силена. Однажды Приап, веселый полубог полей, увидал спящую богиню Весту. Думая, что его никто не видит, Приап подкрался к ней, желая поцеловать Весту. Осел Силена, находившийся невдалеке, возмутился тем, что Приап собирается нанести оскорбление такой уважаемой богине, и принялся так громко кричать, что все жители Олимпа проснулись, и дерзкий полубог должен был отказаться от своего намерения.

 


Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме

Хотя богиня Веста, как считалось древними римлянами, находится повсюду, но чаще всего Веста, по мифологическим представлениям, присутствует среди семьи у очага. Поэтому свадебный обряд в древнем Риме происходил не в храме, а у очага.

Римская свадебная церемония состояла из трех обрядов, и все они исполнялись у очага. Первый обряд заключался в том, что жених являлся в дом невесты, отец ее собирал всех членов семьи вокруг очага, приносил жертву богине Весте и объявлял дочери, что он позволяет ей отказаться от ее предков и покинуть домашний очаг, чтобы идти разделить жилище ее супруга.

Тогда приступали ко второму обряду: молодую девицу, одетую в белые одежды, с длинным покрывалом на голове и увенчанную цветами, отводили в дом ее супруга. Там у порога пелись религиозные гимны и разыгрывалась очень интересная церемония похищения невесты. Молодая девушка не должна была сама входить в дом, она становилась среди провожавших женщин ее семьи, как бы прося их защиты, и те делали вид, что действительно защищают ее, но супруг после подобия борьбы уносил в дом девушку на руках, стараясь, чтобы ноги ее не коснулись порога, так как в противном случае она была бы всегда в его доме чужой, которую приняли и терпят, а она должна быть в доме мужа как дитя, родившееся в нем и пришедшее в дом, не коснувшись порога.

Затем третий обряд состоял в том, что молодая подходила к семейному очагу и рассматривала изображения предков мужа, ставших теперь ее предками.

На домашнем очаге в это время с молитвами пекли хлеб, и, когда он был готов, супруги, поделив его между собою, съедали его. С этого момента римская семья отводила молодой место у очага, она совсем переходила в чужую семью и должна была приносить жертвы предкам мужа, а не своим.

 


Весталки, жрицы богини Весты

Римская богиня Веста была совершенно тождественна с греческой богиней Гестией, но Весте древние римляне воздавали еще больше почестей, чем древние греки Гестии.

У римлян были учреждены особенные обряды в честь богини Весты. В храме Весты священный огонь поддерживали весталки — жрицы богини Весты.

Весталок должно быть всегда шесть. Весталки выбирались среди девочек не моложе шести и не старше десяти лет. Родители этих девочек должны были быть свободными гражданами и пользоваться доброю славою. Весталки обязывались в продолжение тридцати лет исполнять обязанности жриц при храме богини Весты. В продолжение десяти лет весталки были послушницами, другие десять лет — жрицами, исполнявшими все священные обряды и обязанности. Последние десять лет своего жречества весталки занимались обучением новых весталок.

любовь весталки, жрицы богини Весты

Любовь весталки. Николай Ге, 1857 г. Жрица богини Весты застигнута с возлюбленным. Лицо весталки искажено ужасом.

Весталки давали обет в продолжение тридцати лет оставаться девственницами. Если же жрицы Весты нарушали эту клятву, их закапывали живыми в могилу, а мужчину, оскорбившего весталку, избивали розгами до смерти. Одиннадцать веков просуществовала эта каста жриц, и за все это время только двадцать весталок обвинялись в нарушении клятвы и только тринадцать весталок были осуждены на казнь.

Жрицы богини Весты были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре не потух, что считалось величайшим несчастьем для римского государства. Когда же это случалось, то огонь для алтаря Весты добывали вновь посредством зажигательного (увеличительного) стекла или трения одного куска дерева о другой, так как всякий другой огонь, кроме небесного, считался нечистым.

Церемония казни виновной весталки происходила следующим образом. На особом месте, называемом полем преступников (по-латыни — campus sceleratus), выкапывалась глубокая и обширная могила, куда ставились кровать, зажженная лампа, хлеб, вода, сосуд с молоком и немного масла. Виновную весталку несли через весь город в закрытых носилках, причем на улицах толпа должна была сохранять глубокое молчание. Прибыв на место казни, ликторы открывали носилки, главный жрец читал молитвы, и весталка, покрытая длинным покрывалом, спускалась в могилу, которую тотчас же закладывали.

Окончив свою тридцатилетнюю службу, весталки могли выходить замуж. Пока весталки служили в храме Весты жрицами, их кормили и одевали на счет города. Весталки носили длинные белые одежды, повязку на голове и покрывало. Эти жрицы пользовались большим почетом. Весталкам всегда верили на слово, не требуя клятвенных подтверждений. Когда весталки выходили на улицу, им всегда предшествовали ликторы со связками прутьев (fasces) на плечах.

Если весталкам попадались по дороге осужденные на казнь, они могли им даровать жизнь, и повсюду, где бы весталки ни появлялись, им отводили самые почетные места.

 


Лары и Пенаты

 

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение О.Э. Мандельштама «Есть целомудренные чары…» (1909 г.), в котором переосмысленно упоминаются домашние боги древнего Рима — Лары и Пенаты.

Осип Мандельштам

***

Есть целомудренные чары —

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

 

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

 

Какой игрушечный удел,

Какие робкие законы

Приказывает торс точеный

И холод этих хрупких тел!

 

Иных богов не надо славить:

Они как равные с тобой,

И, осторожною рукой,

Позволено их переставить.

 

Домашние боги Лары также охраняли римскую семью и дом. Лары считались гениями-хранителями; это были души умерших родных, охранявшие живых членов семьи.

В римской религии Лары и Пенаты — почти одно и то же. Разница между Ларами и Пенатами только в том, что Пенаты покидают вместе с семьей жилище, когда члены семьи отправляются в путешествие, тогда как Лары всегда оставались на очаге того дома, где находились.

Маленькие изображения этих домашних богов всегда стояли на очаге римской семьи. Ларам и Пенатам приносили ежедневно жертвы. При каждом приеме пищи Ларам и Пенатам ставились отдельные чашечки, наполненные пищей.

Ларам и Пенатам была посвящена собака — животное, также охраняющее дом.

Сохранилось до наших дней несколько изображений этих домашних богов римской мифологии. Большей частью боги Лары изображались с собакой на плечах и корзиной, наполненной провизией, так как домашние боги должны были заботиться, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

 


Гении в мифологии

Искусство древнего Рима очень редко изображало домашних богов Ларов, зато можно очень часто встретить изображения Гениев. В римской мифологии Гении были божествами, выполнявшими роль посредников между богами и людьми, хотя роль Гениев в религии в точности не определена.

гений места, мифология

Genius loci — Гений места. Перевод надписи на латыни: «Гений сего места — горы». Гений места, олицетворенный в виде змеи, поедает жертвопрношения на алтаре.

Гении древнеримской религии очень часто изображались на саркофагах. На барельефах Гении появлялись сидящими на колесницах, принимающими участие в охоте, в торжественных шествиях морских богов, в виноградном сборе и других.

Были Гении-землепашцы, Гении-борцы, Гении-охотники и т. п.

Античные художники изображали их повсюду, находя Гениев очень пригодными в смысле декоративном.

Искусство новой эпохи точно так же часто изображает Гениев — божеств античности. Так, например, Рафаэль написал прекрасную картину, в которой целая толпа прелестных крылатых Гениев весело танцует на зеленой траве, а два Амура исполняют должность музыкантов.

 



Прежде: Уродливый бог Пан

Содержание книги

Далее: Бог Дионис (Вакх)

уроки древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.