Прежде: Логический процесс при переводах с латинского языка на русский и обратно, IV |
Далее: Апостол Павел и его послания: I. Введение / Сергей Жебелев |
Иван Васильевич Попов (святой новомученик, профессор МДА). ГРИГОРИЙ НИССКИЙ.
Интернет-публикация на основе издания начала XX в. (с изменениями и дополнениями): специально для проекта «ZAUMNIK.RU — Уроки древнегреческого и латыни»
{Первоначальный текст см.: ПБЭ: В 12 т. Петроград, 1900–1911. Т. IV. С. 634–643.}
Святой Григорий Нисский, отец и учитель церкви
Ранние годы жизни святого Григория Нисского: риторство, женитьба, монастырь на Ирисе
Григорий, впоследствии епископ Нисский, брат Василия Великого, был значительно моложе его годами. Григорий Нисский называет Василия Великого своим учителем и отцом (о родителях и братьях Григория Нисского смотри в статье о Василии Великом). Для определения года рождения Григория Нисского, кроме того факта, что он был значительно моложе Василия Великого, нет никаких данных. Нет определенных свидетельств как о годах его детства, так о его воспитании.
Образование Григорий получил уже не такое блестящее, как его брат Василий. Оно ограничилось посещением отечественных школ и не было восполнено образовательным путешествием в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе города Кесарии — столицы Каппадокии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками Василия Великого, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. В ранней молодости Григорий не обнаруживал большой религиозности.
Из этого периода его жизни известен следующий факт. Однажды в имении его матери предполагался праздник перенесения мощей 40 мучеников. Григорий, обучавшийся в Кесарии, был приглашен принять участие в этом семейном торжестве. Раздосадованный необходимостью прервать свои занятия и негодуя на то, что празднество не было отложено до другого более благоприятного времени, равнодушно слушал Григорий песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь и, наконец, удалившись в одну из беседок, лег спать. Но здесь он увидел сон, имевший на него некоторое влияние. Ему снилось, что он хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Вероятно, под влиянием этого устрашающего сновидения он принял на себя обязанности анагноста1, состоявшие в чтении Святого Писания в богослужебных собраниях.
1 Слово анагност, ἀναγνώστης означает по-гречески чтец. Это был низший чин византийского клира. По свидетельству церковного историка Сократа, будущий император Юлиан Отступник (361—363) тоже был анагностом: Καὶ λεληθότως μὲν ἠσκεῖτο τὰ φιλόσοφα· ἐν δὲ τῷ φανερῷ τὰ ἱερὰ τῶν Χριστιανῶν ἀνεγίνωσκε γράμματα, καὶ δὴ τῆς ἐν Νικομηδείᾳ ἐκκλησίας ἀναγνώστης καθίσταται — «И скрытно он занимался философскими учениями, а открыто — читал священные писания христиан, и даже анагностом церкви Никомедии становится» (Сократ, «Церковная история», книга III, глава 1).
Однако его религиозное одушевление не было продолжительным. Мечты о светской карьере скоро отвлекли его в другую сторону. Он избрал для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало разные пересуды в обществе и недовольство друзей.
По всей вероятности, в это же время Григорий вступил в брак с Феосевией, о благочестии и высоте религиозного настроения которой много говорит Григорий Богослов в письме к Григорию Нисскому по поводу её смерти. По-видимому, со времени посвящения Григория Нисского супруги, по взаимному соглашению, отказались от супружеских сношений.
Хотя на это нет никаких указаний в источниках, но биографы Григория Нисского обыкновенно предполагают, что он недолго стремился к славе ритора, но скоро под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей оставил мир и удалился в монастырь, основанный Василием Великим на берегу Ириса.
Посвящение Григория в епископы Ниссы; неопытность в житейских делах
Избрание Василия Великого в епископы, нежелательное для известной части кесарийского духовенства, послужило причиною разрыва вновь избранного епископа с дядей, епископом Григорием, человеком очень близким и уважаемым в семье Василия Великого.
Желая примирить родственников, неопытный в делах житейских, Григорий Нисский написал два подложных письма к Василию от имени дяди, делая за него и вопреки его воле этот первый шаг к примирению. Подлог, конечно, тотчас же был раскрыт, епископ отрекся от писем, и Василий Великий оказался в таком положении, что желал, чтобы под ним «расступилась земля».
Немного ранее пасхи 372 г. Григорий был посвящен Василием Великим в епископы незначительного города Ниссы.
Но и в епископском сане Григорий Нисский остался таким же неопытным в делах житейских. Желая оказать услугу Василию Великому, он собрал какой-то собор в Анкире, но сделался сам орудием интриг и только повредил делу.
Хорошо зная неопытность брата в делах церковных, Василий Великий отклонил предложение некоторых епископов включить епископа Ниссы в число членов посольства, которое предполагалось послать в Рим к папе Дамасу.
Арианское гонение на Григория Нисского при императоре Валенте; смерть Василия Великого и кончина сестры Макрины
В царствование императора Валента (364—378 гг.) Григорий подвергся несправедливым гонениям со стороны арианского правительства, старавшегося замещать епископские кафедры своими приверженцами.
Зимою 375 г. в Каппадокию прибыл наместник Понта Демосфен. Вскоре после этого в Анкире составился собор из покорных правительству епископов. На этом соборе Григорий был обвинен в растрате церковных денег. Кроме того, были выставлены какие-то основания против законности его поставления во епископа. По приказанию Демосфена Григорий был арестован и под конвоем отправлен в Анкиру. Дорогою он очень страдал от грубости солдат и собственной болезни. У него была лихорадка и колотье в боку, причинявшее ему страдание при каждом толчке и сотрясении. Не видя другого исхода, Григорий решился бежать и, каким то образом ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На этот раз осуждение Григорий по случаю его отсутствия не состоялось.
Но весною 376 г. созван был новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе. Григорий опять не явился на суд, но был низложен заочно и сослан, а его кафедра отдана человеку, которого можно было «купить за несколько оболов».
По смерти Валента (9 августа 378 года), Григорий был возвращен к своей кафедре православным императором Иовианом и с искренней радостью был встречен своею паствой.
Скоро, однако, радость возвращения была отравлена семейным несчастием. 1-го января 379 года скончался Василий Великий. На погребении его Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего.
В сентябре того же года Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском соборе. Возвращаясь оттуда к своей кафедре, Григорий получил известие о болезни своей старшей сестры Макрины, с которой он не встречался уже 10 лет. Григорий Нисский тотчас же поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины, но застал ее уже на смертном одре. Последний разговор с этой замечательной христианской подвижницей, её кончину и погребение Григорий описал в двух сочинениях — в послании к монаху Олимпию и в трактате о душе и воскресении.
Святой Григорий Нисский — хранитель православия; отношения с Элладием Кесарийским; паломничество в Иерусалим
В отсутствие Григория в его епархию было занесено арианство, которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой.
Иерусалим произвел на Григория Нисского самое отталкивающее впечатление. Ссылаясь на свои личные впечатления, Григорий восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому, что вообще перемена мест не приближает к нам Бога. |
В это же время он принимал участие в избрании епископов для Иворы и Севастии по просьбе жителей этих городов, опасавшихся, что преемниками почивших епископов будут избраны еретики. В Севастии совершенно неожиданно для себя в епископы был избран сам Григорий Нисский и только с большим трудом и неприятностями мог отказаться от этого незаконного избрания.
В 381 г. Григорий присутствовал на втором вселенском соборе (иначе: первом константинопольском), созванныом для противодействия ереси духоборца Македонияи. Благодаря своей учености Григорий Нисский был одним из влиятельнейших деятелей собора: он дополнил «Символ веры» членами 8—12 — о Святом Духе, апостольской церкви, крещении и воскресении мертвых. В это время он произнес две проповеди: одну — по случаю избрания Григория Богослова епископом столицы, другую — надгробную, на погребении Мелетия Антиохийского.
Император Феодосий Великий (379—395 гг.) своим эдиктом от 30 июля 381 г. объявил Григория, вместе с его митрополитом Элладием Кесарийским и Отрием Митиленским, хранителем православия для Понта: все епископы, желавшие сохранить за собою свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с этими епископами.
Григорий не нашел однако в митрополите доброго сотрудника в деле утверждения православия. Этот честолюбивый, властный и богатый церковный вельможа за что-то был недоволен Григорием. Возвращаясь из Севастии после первого поминовения год тому назад скончавшегося брата Петра, Григорий решил заехать к Элладию и объясниться. Элладий был в горах, совершая память мучеников. Пришлось оставить повозку и 50 стадий сделать по горным тропинкам отчасти верхом, отчасти пешком. Усталый и разбитый, Григорий прибыл к месту назначения в тот момент, когда Элладий, окончив богослужение, возвратился домой. О прибытии Григория тотчас же доложили, но Элладий не торопился принять его.
Под раскаленными лучами солнца, усталый и голодный, окруженный толпою зевак, указывающих на него пальцами, сидел Григорий, ожидая, пока его позовут к епископу. «Наконец, — говорит он, — были отверсты нам царские палаты, и мы вошли внутрь святилища». Элладий не сказал ни слова в приветствие, не пригласил Григория сесть. После нескольких минут тягостного молчания Григорий заговорил первый, но Элладий не пожелал слушать его объяснений. Несмотря на то, что был уже готов праздничный обед, Григорию не было предложено подкрепить свои силы. Под проливным дождем вынужден был он тотчас же возвращаться тем же трудным путем.
Вероятно, после второго вселенского собора Григорию Нисскому пришлось переезжать от церкви к церкви для приведения в порядок церковных нестроений и утверждения православия.
Неизвестно наверное, когда именно — после Антиохийского собора 379 г. или после второго вселенского собора, — но Григорий посетил церкви Аравии и Святую Землю. Для этого путешествия императором ему были предоставлены все удобства и была дана казенная колесница. Иерусалим произвел на Григория Нисского самое отталкивающее впечатление. Ссылаясь на свои личные впечатления, Григорий восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому, что вообще «перемена мест не приближает к нам Бога».
В 383 г. Григорий был на соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Духа Святого. В 385 или 386 г. Григорий снова был в Константинополе и здесь произнес речи над гробом шестилетней дочери императрицы Пульхерии и при погребении императрицы Плакиллы, супруги Феодосия Великого.
В это же время он познакомился с знаменитой диакониссой и почитательницей святого Иоанна Златоуста Олимпиадой.
В 394 г. он снова присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для решения вопросов по делам церкви Аравии. Это последнее известие о Григории Нисском. Год его смерти неизвестен.
Богословское учение Григория Нисского; греческие термины
Не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, Григорий Нисский известен своею плодотворною литературною и учено-богословскою деятельностью.
* Сущность Божия не познаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком, есть кумир. * |
* Тело Христа, вполне подобное нашему во время Его земной жизни, после Его воскресения обоготворилось, растворилось в Божестве, как капля уксуса, упавшая в море, утратило свойства тела. * |
* Нравственное развитие продолжается и за гробом. * |
Догматическое учение Григория по своему составу слагается:
- из общественных верований,
- из оригенизма,
- из мистической философии Филона и новоплатоников.
Изложить оригинальную догматическую систему Григория Нисского в узких пределах настоящей статьи невозможно. Мы лишь перечислим здесь те идеи Григория Нисского, которые отличают его от других писателей.
Средством богопознания служит:
- рассудочное заключение от свойств мира к свойствам его первопричины,
- созерцание собственной богоподобной души, после предварительного очищения её от пороков,
- экстаз как отрешение не только от чувств, но и разума, во время которого душа непосредственно ощущает непознаваемость и необъятность Бога.
Сущность Божия не познаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком, есть «кумир». Но на основании проявлений Бога в мире, мы познаем его как самосущее Бытие, верховное Благо, первообраз Красоты. Как Благо и Красота, Бог есть предмет томительного стремления к нему всего живущего, всегда манящий к себе и всегда ускользающий от оъбятий любящей души. (Весь изложенный ряд мыслей носит следы влияния философии Филона и новоплатоников.)
В учении о Троице Григорий Нисский совпадает с Василием Великим и Григорием Богословом; его оригинальность выражается лишь в подробностях аргументации.
Особенностями учения Григория Нисского об ангелах служат:
- строгое понятие о их духовности как неприложимости к ним никаких пространственных и материальных определений,
- учение о количестве ангелов, число которых относится к числу людей, как 99:1,
- учение о размножении ангелов, непонятном для человека, по чистым и святым способам,
- объяснение различий в мире ангелов, равных по природе, из степени их свободно-нравственных усилий приблизиться путём саморазвития к Богу (оригенизм).
В истории происхождения мира Григорий Нисский различает:
- творение Богом хаоса, заключавшего в себе в неупорядоченном виде все вещества, силы и потенции природы,
- механическое развитие мира из хаоса в шестидневный период, вследствие различия по весу и плотности частиц, составляющих его.
Для объяснения происхождения телесного из бестелесного Григорий Нисский отрицает материальность вещества: если мы отнимем у предмета все его качества, в остатке получится нуль. Качества же суть наши понятия, следовательно, бытие духовное. Бог творит качества как духовные начала, а их совокупность и есть материальный мир.
Учение Библии о рае и первобытном состоянии человека Григорий Нисский считал слишком детским и несоответствующим величию Божию и потому объяснял его аллегорически. Рай, по его толкованию, находился не на земле, а на небе. Человек мог обитать в нем потому, что был чужд грубой плотяности. Только после греха Бог облек его кожаными ризами, то есть заменил эфирную телесность более грубою. Древо жизни и древо познания добра и зла не существовали реально. Они означают субъективное состояние первых людей. Вкушение от древа жизни означает повиновение верховному закону блага и блаженство, как следствие этого. Вкушение от древа познания добра и зла символизирует то, что человек избрал для себя зло, введенный в заблуждение свойственной ему видимостью добра.
В учении о лице Иисуса Христа Григорий Нисский совпадает с учением Григория Богослова. В лице Богочеловека он видит соединение двух совершенных природ — Божеской и человеческой. «Две полных природы соединены в единстве личности» (καθ' ὑπόστασιν составляют ἓν πρόσωπον)2.
2 καθ' ὑπόστασιν в ипостаси; ἓν πρόσωπον одно лицо.
Но терминология учения Григория Нисского о лице Иисуса Христа является далеко не законченной и не безупречной с точки зрения позднейшего православия. Для обозначения единения двух совершенных природ в лице Иисуса Христа Григорий Нисский употребляет греческие термины ἕνωσις, κρᾶσις, συνάφεια, μῖξις. Из них термином συνάφεια пользовалиоь впоследствии несториане, а терминами κρᾶσις, ἀνάκρασις и κατάκρασις — Евтихий и монофизиты3. Тело Христа, вполне подобное нашему во время Его земной жизни, после Его воскресения обоготворилось, растворилось в Божестве, как капля уксуса, упавшая в море, утратило свойства тела.
3 Греческое слово ἕνωσις значит (со)единение и происходит от имени числительного со значением один.
Слова κρᾶσις и μῖξις означают смешение и являются синонимами, — разумеется, не полными: у каждого из них имеются индивидуальные особенности употребления в греческом языке. Так, κρᾶσις в древнегреческой литературе весьма часто обозначает такое смешение, при котором составные элементы смеси перестают различаться, как бывает при смешении жидкостей, например при разбавлении вина водой. Кстати, в новогреческом языке восходящее к древнегреческому существительному κρᾶσις слово κρασί (этимологически — с уменьшительным суффиксом: мешанинка) стало означать как раз вино. Древнегреческие существительные ἀνάκρασις и κατάκρασις — это приставочные образования от только что обсуждавшегося κρᾶσις. Приставки первоначально уточняли направление действия: ἀνα- указывало на движение снизу вверх, κατα- — на движение сверху вниз; в данном случае (при богословском употреблении обсуждаемых терминов) они, по-видимому, просто усиливают значение исходного, бесприставочного имени существительного.
Слово συνάφεια буквально значит сцепление; соприкосновение.
Григорий Нисский защищал сотериологическую теорию Оригена, согласно которой Сын Бог воплотился для того чтобы обольстить диавола, скрыв свое божество под видом смиренного человека, а страдал и умер для того, чтобы по договору с сатаной заплатить ему своею душою за освобождение всего рода человеческого.
В эсхатологии Григорий Нисский повторяет учение Оригена о всеобщем восстановлении (ἀποκατάστασις) и уничтожении зла. Это учение Григория Нисского вытекает из его новоплатонического понятия о зле. Бытие в собственном смысле принадлежит только Богу. Все существующее может иметь источник своего бытия только в Боге. Зло не может происходить от Бога. Следовательно, оно не есть реальность. Оно — отсутствие добра, как тьма есть отсутствие света. Как явление отрицательное, оно не может существовать вечно. Смерть есть величайшее благо. Тело человека должно умереть и разложиться для того, чтобы от него отделилось все, привнесенное в него грехом: тленность и закон греха.
Нравственное развитие продолжается и за гробом. Души младенцев начинают свое нравственное развитие уже за гробом и переходят постепенно от безразличного состояния к блаженству. В последний день человек воскреснет в том же теле, которое он имел во время земной жизни. Это возможно
- потому, что и по разложении тела непространственная душа остается связанной со всеми частицами материи, входившей в состав его тела, и
- потому, что душе, как формующей силе, принадлежит способность сообщать телу, оживляемому ею, определенный облик (εἶδος), остающийся неизменным при всех изменениях тела.
В последний день душа соберет все частицы принадлежавшего ей тела и сообщит им свойственную ей форму (оригенизм). На всеобщем суде вся тварь почувствует все безумство греха и пожелает врачевания. Согласно этому желанию любовь Божия пошлет ей спасительные страдания в очистительном огне. По истечении весьма долгого времени этими страданиями будут очищены все грешники и сам инициатор греха — диавол. Вместе с этим исчезнет беcследно зло, и будет Бог всяческая во всех.
Патриархи константинопольские Герман и Фотий полагали, что сочинения Григория Нисского в их эсхатологических частях интерполированы оригенистами, но мнение это отвергнуто современной научной критикой.
Сочинения Григория Нисского
Григорию Нисскому принадлежат следующие сочинения.
I. Экзегетические сочинения Григория Нисского:
- «О шестодневе»: написано в дополнение к «Шестодневу» Василия Великого;
- «Об устроении человека»;
- «О жизни Моисея Законодателя»;
- «О надписании псалмов»;
- «На псалом шестой»;
- «Точное истолкование Экклисиаста Соломона»;
- «Точное изъяснение Песни Песней»;
- «О чревовещательнице»;
- «О молитве»;
- «О блаженствах».
II. Догматико-полемические сочинения Григория Нисского:
- «Большое огласительное слово»: оно содержит в себе богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении и причащении против язычников, иудеев и еретиков;
- «Опровержение Евномия в 12 [по другому счету в 13] книгах»: обширнейшее из противоарианских патристических трудов; направлено против ответа представителя крайнего арианства Евномия на сочинение Василия Великого «Против Евномия»;
- «Опровержение мнения Аполлинария» и «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому»: оба сочинения важны для изучения истории христологических споров.
Далее, выяснению учения о Троице посвящены:
- «К Симпликию о вере»;
- «К Авлавию о том, что не три Бога»;
- «К эллинам на основании общих понятий»;
- «Слово против Ария и Савеллия»;
- «Слово о Святом Духе против македониан»;
- «Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму».
Предметом следующих двух сочинений служат вопросы эсхатологические:
- «О душе и воскресении»;
- «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью».
Наконец, в защиту свободы воли против фатализма написано сочинение:
- «Против учения о судьбе».
III. Нравственно-аскетические сочинения:
- «К Армонию о том, что значит звание христианина»;
- «К Олимпию монаху о совершенстве и о том, каким должно быть христианину»;
- «О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве» (De instituto Christiano);
- «О девстве».
IV. Проповеди Григория Нисского немногочисленны и по своим достоинствам стоят гораздо ниже ораторских произведений Василия Великого и Григория Богослова. По содержанию проповеди Григория Нисского можно разделить на:
проповеди догматические:
проповеди нравственные:
проповеди похвальные:
проповеди, произнесенные в большие праздники.
V. Письма — числом 26.VI. Сочинения, признаваемые неподлинными:
- In diem natalem Domini;
- De ascensione Domini;
- In ex scripturae verba «Faciamus nominem ad imaginem»;
- Ex quaestionibus de eo, quid sit «ad imaginem»;
- De anima (принадлежит Немесию);
- Testimonia adversus Iudaeos;
- Contra manichaeos syllogismi X.
VII. Сомнительные:
- De pauperibus amandis oratio secunda;
- Epistula canonica ad Litoium;
- De fugienda fornicatione;
- De laudibus martyris Theodori.
Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя
О Григории Нисском на древнегреческом языке: текст из византийского месяцеслова
|
|
Μνήμη τοῦ ἁγίου Γρηγορίου Ἐπισκόπου Νύσσης
Τοῦ μεγάλου Βασιλείου Ἐπισκόπου Καισαρείας τῆς Καππαδοκίας ἦν οὗτος ὁ ἅγιος Γρηγόριος ἀδελφὸς γνήσιος· ὑπῆρχε δὲ σοφὸς καὶ ἐνάρετος· ἐξ οὗ καὶ ἐγένετο εἰς Νύσσαν Ἐπίσκοπος.
Κατὰ δὲ τὸν καιρὸν ἐκεῖνον ἐγένοντο πολλοὶ αἱρετικοί, καὶ ἐπολέμουν τοὺς ὀρθοδόξους· ἀλλ' οὗτος ὁ ἅγιος ἄλλοτε διαλεγόμενος αὐτοῖς ἀπὸ τῶν ἁγίων γραφῶν, ἄλλοτε γράφων, πάντας ἐνίκησε, καὶ τὴν αἵρεσιν ἠφάνισεν.
Εὑρεθεὶς δὲ καὶ εἰς τὴν ἐν Κωνσταντινουπόλει δευτέραν σύνοδον, οὕτως διὰ λόγου ἠνδραγάθησεν, ὡς ἐμφράξαι τῶν αἱρετικῶν τὰ στόματα· τοὺς δὲ ὀρθοδόξους χαρᾶς πληρῶσαι.
Ἐξελθὼν δὲ εἰς τὴν ἐκκλησίαν αὐτοῦ καὶ τὸ ποίμνιον, καὶ καλῶς ἐκθρέψας αὐτὸ καὶ ποιμάνας, καὶ πολλὰς βίβλους θεοπνεύστους καὶ ψυχωφελεῖς συγγραψάμενος, ἐν τιμίᾳ πολιᾷ καὶ καλῷ γήρᾳ πρὸς Κύριον ἐξεδήμησε χαίρων καὶ ἀγαλλόμενος.
О Григории Нисском на латинском языке: перевод на латынь текста из византийского месяцеслова
|
Commemoratio Sancti Gregorii Nyssae Episcopi
Basilii Magni Caesariae Cappadociae Episcopi germanus frater fuit iste Sanctus Gregorius; sapientia ac virtute insignis, eoque tempore Episcopus Nyssae creatus est, quo multi haeretici orthodoxos oppugnabant.
Sanctus igitur nunc ex Sanctarum Scripturarum testimoniis coram disputando, nunc scribendo, illos omnes superavit, heresimque exterminavit: cumque secundae Synodo, quae Constantinopoli acta est, interesset, tanta usus est sermonis facundia, ut haereticorum ora obstruxerit, et orthodoxos summo gaudio affecerit.
Inde ad ecclesiam suam reversus, postquam gregem suum optime rexisset, multosque animae salutares libros divino afflatus numine scripsisset, in veneranda canitie et optima senectute ad Dominum laetus et gaudens emigravit.
Прежде: Логический процесс при переводах с латинского языка на русский и обратно, IV |
Далее: Апостол Павел и его послания: I. Введение / Сергей Жебелев |
ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН
|
© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, добавления, пояснения. Для заказа услуг репетитора по классическим языкам или переводчика просьба писать сюда: zaumnik.ru@mail.ru, либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.