курс латинского языка в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 25
Мифы о Прометее

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.
миф о Прометее и орле Зевса

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Прежде: Гефест (Вулкан), бог огня

Содержание книги

Далее: Дедал и Икар


Мифы о ПРОМЕТЕЕ

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

 


Титан Прометей: миф о сотворении человека

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет — современник бога Кроноса (Сатурна). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

миф о Прометее, Козимо

Миф о Прометее. Пьеро ди Козимо, 1515 г. В левом углу картины итальянского художника-маньериста «Миф о Прометее» изображена лепка человека Прометеем из кусков глины.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, — говорит римский поэт Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и — тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле — человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем, чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

Титан Прометей создает человека

Греческий миф о сотворении человека: Титан Прометей лепит человека, а богиня Афина вдыхает в человека душу в образе бабочки. Римский саркофаг, II в. от Р.Х. Прадо, Мадрид. {Фото: (Creative Commons license): hekatoncheiros}

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит Афине (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, символ души у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

 


Дележ Прометея

Миф о Титане Прометее — это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея — гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

Желая испытать всеведение Зевса (Юпитера), представителя в этом споре всех богов, Прометей взял быка, разрубил его на куски и поделил их на две части. Все лучшие куски Прометей завернул в шкуру быка и положил сверху желудок, считавшийся самым плохим куском. Собрав затем все кости, Прометей их очень искусно уложил, покрыв блестящим жиром. Зевс (Юпитер), не подозревавший хитрости Прометея, выбрал вторую часть как самую большую.

Разгневанный таким обманом, властелин богов Зевс отнял у человечества огонь, без которого не могут существовать ни производства, ни промышленность.

Огонь Прометея

Титан Прометей решился вновь перехитрить Зевса (Юпитера). Прометей отправился на Олимп и украл искру небесного огня, спрятав ее в пустом тростнике, который Прометей принес на землю и отдал людям.

В одном из музеев находится античная лампа с изображением Титана Прометея, убегающего с Олимпа. Прометей держит в руках небольшой сосуд с огнем.

Тогда, возмущенный этой дерзостью, Зевс (Юпитер) решил наказать Титана Прометея и весь род людской. По словам древнегреческого поэта Гесиода, Зевс говорит Прометею: «Сын Иапета, ты торжествуешь, что тебе удалось обмануть мою бдительность и похитить у меня огонь, но это похищение станет роковым для тебя и для всего существующего и будущего человечества. Чтобы отомстить за такую дерзкую кражу, я им пошлю роковой дар, которому они обрадуются до глубины души, но который обратится против них и сделается их же бичом».

 


Миф о Пандоре — первой женщине

У Титана Прометея был брат Эпиметей. Как и у Прометея, имя Эпиметея — говорящее: в переводе с древнегреческого языка оно значит «назад знающий», то есть «задним умом крепкий». Таким образом, Титан Эпиметей — противоположность своему брату Прометею по умственным способностям. Опасаясь какой-либо мести Зевса (Юпитера), Прометей посоветовал брату Эпиметею ничего не принимать от властелина Олимпа. Но Зевс желал исполнить свою угрозу и послать именно через посредство Эпиметея человечеству ужасный бич, который был бы для него источником мучения и вместе с тем предметом страстных желаний благодаря соблазнительной и привлекательной внешности.

Вот, по словам Гесиода, почему и была сотворена женщина. «Повинуясь Зевсу, хромой Гефест вылепил из земли образ девственницы; Афина поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Афина прикрепила ей на голову роскошное покрывало, украсила волосы живыми цветами и драгоценной короной работы искусного Гефеста, который, взяв сотворенную им красавицу, повел показать ее богам и людям. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин» (Гесиод).

Первую женщину звали Пандора, что в переводе с древнегреческого языка значит «всем одаренная». Примечательно, что первая женщина является, согласно мифам древней Греции, творением богов, тогда как первый мужчина был сотворен Титаном.

Сохранилось на одной античной вазе живописное изображение первой женщины — Пандоры. Пандора стоит между богиней Минервой и богом Вулканом, которые украшают ее.

Английский скульптор Флаксман несколько иначе трактует этот сюжет: Пандора сидит, перед ней стоит богиня Минерва, а позади бог Меркурий, который прикоснулся своим кадуцеем к голове Пандоры для того, как говорит Гесиод, «чтобы внушить ей лживые речи и искусство лгать».

Зевс приказал быстроногому посланнику богов, Гермесу (Меркурию), отвести Пандору и подарить ее Эпиметею. Забыв советы брата Прометея, Эпиметей с восторгом принял такой пленительный дар, «благодаря которому, — говорит Гесиод, — появилась слабая и изнеженная раса женщин, живущая с тех пор на несчастье всего человечества среди смертных. Страшась нищеты и не умея сохранять и копить, они живут только для того, чтобы тратить, и любят только роскошь».

Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Первая женщина лишила человечество бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть, чтобы уступить место другому.

Титан Прометей, дав людям огонь, научил их ремеслам и промышленности, которая не могла существовать до открытия огня. Даровав же людям женщину, Зевс (Юпитер) превратил ремесленников в художников, потому что женщина, кроме предметов первой необходимости, вечно требует предметов роскоши и драгоценных украшений (Гесиод).

Ящик Пандоры

Первая женщина Пандора получила от Зевса (Юпитера) ящик, в котором были заключены людские бедствия (ящик Пандоры). Пандора не знала о содержимом ящика.

Сойдя на землю, Пандора со свойственным женщинам любопытством открыла ящик. Тотчас же из ящика Пандоры вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Испуганная их видом, Пандора поспешила закрыть ящик, но было уже поздно. На дне ящика Пандоры осталась одна только обманчивая надежда, и люди таким образом были лишены даже и этого слабого утешения.

 


Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея

Не довольствуясь тем, что покарал человечество, Зевс (Юпитер) придумал страшное наказание для Прометея: он приказал приковать Прометея на вершине горы, к скале (на Кавказе), и орел Зевса каждый день прилетал к Титану Прометею клевать его печень и рвать когтями его тело.

Титан Прометей является в этом греческом мифе как бы олицетворением человеческой совести, протестующей против насилия и неумолимой силы, которая подавляет даже справедливость.

Прометей прикованный

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Наконец, Геракл, этот борец за правду и справедливость, защитник всех угнетенных, освободил и Прометея. Геракл убил орла и снял с Титана оковы.

Но так как Зевс поклялся, что наказание Прометея будет длиться целые века, а боги не могут нарушать клятв, то прибегли к следующей хитрости: из одного звена цепи, которой был прикован Прометей, сделали кольцо и вставили в него кусочек скалы; нося это кольцо, Титан Прометей как бы оставался прикованным к той же скале.

Весь миф о Прометее был прекрасно изложен древнегреческим драматургом Эсхилом в трех трагедиях, но до нас дошла только одна из них — «Прометей прикованный».

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих весьма разнообразно миф о Прометее; из них самый интересный — барельеф на саркофаге, хранящийся в Капитолийском музее.

 



Прежде: Гефест (Вулкан), бог огня

Содержание книги

Далее: Дедал и Икар

уроки древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.