Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 30
Афродита (Венера), богиня любви

Рождение богини Афродиты (Венеры). — Туалет богини Венеры. — Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). — Афродита небесная и Афродита земная. — Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. — Афродита Книдская. — Афродита Анадиомена. — Венера Милосская.
уроки латыни в СПб

 

богиня Афродита, Помпеи

Богиня Афродита в морской раковине (рождение богини Венеры). Римская фреска I в. от Р.Х. из т. н. Дома Венеры в Помпеях. {Фото: (Creative Commons license): Paul and Jill}

Прежде: Арес (Марс), бог войны

Содержание книги

Далее: Адонис и Афродита


Богиня АФРОДИТА

Рождение богини Афродиты (Венеры). — Туалет богини Венеры. — Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). — Афродита небесная и Афродита земная. — Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. — Афродита Книдская. — Афродита Анадиомена. — Венера Милосская.

 


Рождение богини Афродиты (Венеры)

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии — богиня Венера) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием богини любви.

Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

В XVIII веке французские художники, и главным образом — Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

 


Туалет богини Венеры

Туалет богини Венеры — излюбленный сюжет для художников и поэтов.

Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

«Венера — самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

 


Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

богиня Афродита на лебеде

Богиня Афродита (Венера) летит на лебеде. Литография с рисунка по изображению на древнегреческой вазе.

Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры. Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью. Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

Гимн-молитва «К Афродите» был написан знаменитой древнегреческой поэтессой Сапфо.

 


Афродита небесная и Афродита земная

Греческий автор Павсаний в своем описании древнегреческих Фив говорит о том, что с давних времен существовало три различных изображения богини Афродиты: Афродита Небесная, или Божественная (Афродита Урания), Афродита Земная (Афродита Пандемос, буквально — «всенародная») и Афродита Отвращающая (Афродита Апострофия).

Черепаха, эмблема женского целомудрия, была посвящена Афродите Небесной, тогда как козел, символ распутства, был посвящен Афродите Земной.

Сохранилась в Помпеях древнеримская фреска, изображающая Афродиту небесную: богиня любви покрыта одеждой, усеянной звездами, на голове у Афродиты корона, а в руках скипетр.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас изваял по заказу одного города статую Афродиты Земной. Афродита Пандемос сидит верхом на козле. Подобное же изображение богини Афродиты верхом на козле встречается на античных камеях.

Афродита Земная (Пандемос) была особенно чтима в древнегреческом Коринфе — приморском городе, издавна прославившемся красотой своих гетер.

Там, в коринфском храме богини Афродиты, приносились жертвы, и там сохранилось несколько интересных посвящений Афродите. Вот одно из них: «Добродетельная Микарета, которая прежде проводила дни за ткацким станком, заставляя без устали гулять по нему челнок богини Афины, посвятила богине Афродите свою рабочую корзинку, веретено, шерсть и все рабочие принадлежности. Она сожгла их на алтаре богини Афродиты, говоря: "Исчезните вы все, инструменты труда, допускающие умирать смолоду тружениц и заставляющие увядать и блекнуть красоту бедных девушек!” Затем Микарета украсила чело свое цветами, взяла в руки лютню и стала вести веселую, полную наслаждений жизнь, проводя время в пирах и праздниках».

 


Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе

Остров Кипр также славился своими гетерами.

Живущий там скульптор Пигмалион был так возмущен наглостью и испорченностью кипрских женщин, что решил оставаться одиноким на всю жизнь.

Пигмалион, миф

Пигмалион и Галатея. Жан-Леон Жером, 1890 г.

Но так как в воображении скульптора Пигмалиона жил образ идеальной женщины, то Пигмалион вырезал из слоновой кости статую, в которой соединялись красота форм и чистое, целомудренное выражение. Статуя Пигмалиона эта так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее, но ей не хватало жизни, а всем живым женщинам, которых Пигмалион видел, не хватало чистоты и стыдливости.

В один из праздников в честь богини Афродиты Пигмалион отправился в храм богини любви, принес Афродите жертву и стал умолять богиню о том, чтобы Афродита дала ему в супруги такую же совершенную женщину, как была совершенна его статуя.

По-видимому, богиня Афродита затруднилась найти таковую среди живущих и, желая исполнить просьбу художника, Афродита прибегла к чуду. Когда Пигмалион возвратился домой, он подошел поцеловать свою статую, и — о чудо! — под поцелуями Пигмалиона статуя ожила.

Этот поэтический миф во все времена служил темой для многочисленных художественных произведений.

 


Афродита Книдская

Вначале богиню Афродиту никогда не изображали совершенно обнаженной.

Афродита Книдская

Римская копия Афродиты Книдской Праксителя. {Фото: (Creative Commons license): carolemadge1}

Поэтому древнегреческий скульптор Пракситель возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая воскликнула при виде статуи: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?»

Римский писатель Плиний рассказывает, что Пракситель, исполняя заказ жителей города Коса, изваял две статуи богини Афродиты: одну одетую, другую обнаженную. Жители Коса выбрали первую, а художник продал вторую жителям города Книда. Это знаменитое произведение искусства стало для Книда источником славы и благоденствия, потому что, как говорит Плиний в своих записках, изо всех частей земли прибывали в город Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей Афродиты Книдской.

Античные поэты и прозаики оставили нам бесчисленное количество самых восторженных описаний статуи Афродиты Книдской. По словам одного из них, гордая богиня Гера и мудрая богиня Афина, посмотрев на Афродиту Книдскую, вскричали: «Не будем больше винить Париса!»

К сожалению, статуи Афродиты Книдской не существует больше, но так как она служила для многих художников прототипом для их Венер, то почти во всех музеях можно видеть повторения, весьма близкие к оригиналу. Кроме того, сохранилось много античных монет, на которых воспроизведена знаменитая статуя Праксителя.

 


Афродита Анадиомена

Венера Милосская

Из более известных статуй Афродиты следует упомянуть о Венере Капитолийской, Венере Медицейской, находящейся теперь в картинной галерее во Флоренции, и об античной бронзовой статуе Афродиты Анадиомены.

Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».

Многие художники изображали Афродиту Анадиомену, окруженную тритонами, Нереидами и Амурами. Одной из лучших картин на эту мифологическую тему считается картина Тициана.

Эта богиня также носит название Венеры Genetrix и почитается как прародительница человеческого рода. Искусство изображает Венеру Genetrix в длинной одежде, одна сторона груди у Венеры Genetrix обнажена, и в руке она держит гранат, символ плодовитости.

Иногда богиня Афродита держит копье и шлем бога Ареса, тогда она называется Афродитой Победительницей.

Знаменитая статуя Венеры Милосской, находящаяся теперь в Лувре, — одно из величайших произведений античного искусства.

Богине Афродите были посвящены:

 


Прежде: Арес (Марс), бог войны

Содержание книги

Далее: Адонис и Афродита

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: zaumnik.ru@mail.ru, либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.