казнь Дирки, Фарнезский бык

Так называемый Фарнезский бык. Казнь мачехи Дирки братьями Амфионом и Зетом. Национальный археологический музей, Неаполь. {Фото: (Creative Commons license): virtusincertus}

уроки латыни в СПб

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК
уроки древних
языков

Рене МЕНАР

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ИСКУССТВЕ

Глава 19
Стрелы Аполлона

Зевс и Антиопа. — Казнь Дирки пасынками Амфионом и Зетом. — Дети Ниобы (Ниобиды). — Превращение Ниобы в скалу.

Прежде: Орфей

Содержание книги

Далее: Асклепий, бог врачей


СТРЕЛЫ АПОЛЛОНА

Зевс и Антиопа. — Казнь Дирки пасынками Амфионом и Зетом. — Дети Ниобы (Ниобиды). — Превращение Ниобы в скалу.

 


Зевс и Антиопа

Нимфа Антиопа, дочь реки или царя Асопа (Никтея), была женой царя фиванского Лика.

Зевс, прельщенный красотой Антиопы, являлся к ней под видом сатира. У Антиопы родились от Зевса два сына — Амфион и Зет.

Отвергнутая мужем за такую неверность, Антиопа была заключена под стражу. Дети Антиопы (братья Амфион и Зет), брошенные на произвол судьбы, были подобраны пастухами, которые и воспитали их.

 


Казнь Дирки пасынками Амфионом и Зетом

Между тем царь Лик женился вторично — на Дирке, начавшей жестоко преследовать Антиопу.

Новая жена царя Лика Дирка во время празднеств Вакха под предлогом принесения жертвы Вакху повелела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и пустить его на свободу.

Братья Амфион и Зет, сыновья Антиопы, присутствовавшие на празднике, узнали от воспитавших их пастухов, что хотят принести в жертву Вакху их мать, бросились на вакханок, прогнали их и освободили Антиопу, а вместо нее привязали к рогам быка Дирку, которую таким образом постигла та участь, на какую она обрекала ненавистную ей Антиопу.

Прекрасная античная скульптурная группа в Неаполитанском музее изображает казнь Дирки (так называемый Фарнезский бык).

Царь Лик был также убит, и Амфион стал царем фиванским.

Амфион первый воздвиг алтарь Гермесу, в благодарность за что бог подарил ему лиру. Древнегреческий миф рассказывает, что при звуках лиры Амфиона поднялись камни и образовали стену вокруг Фив, и в этой стене было семь ворот, соответствовавших семи струнам лиры.

 


Дети Ниобы (Ниобиды)

У Амфиона, сына Антиопы, царя Фив, была жена Ниоба, дочь Тантала и сестра Пелопа. Ниоба была, подобно своему отцу Танталу, высокомерна и тщеславна. Гордясь своими многочисленными детьми, Ниоба осмелилась насмехаться над богиней Латоной, у которой их было только двое (Аполлон и Артемида).

По словам Овидия, однажды, когда жрица Манто, дочь прорицателя Тиресия, созывает фиванских девушек и женщин в храм, чтобы принести там жертвы на алтарях Латоны, Ниоба появляется перед ними в царственной одежде, затканной золотом, и начинает отговаривать всех приносить жертвы богине, которую никто не видал и у которой только двое детей. Лучше воздавать ей, Ниобе, божеские почести: ведь Зевс — дед Ниобы, а Тантал, любимец богов, — ее отец, тогда как Латона — дочь простой Титаниды. Кроме того, у Ниобы растут семь прекрасных дочерей и семь храбрых сыновей. Женщины и девушки повинуются Ниобе, и алтарь богини Латоны остается пустым.

Оскорбленная Латона поручает своим детям — Аполлону и Диане — отомстить дерзкой Ниобе. У Аполлона ведь есть смертоносные стрелы, поражающие внезапно — подобно молнии.

И вот в один прекрасный день, когда Ниоба сидит, окруженная своими детьми, и любуется их красотой, в воздухе раздается свист стрелы, и один из сыновей падает мертвым у ног Ниобы. За ним следуют и остальные сыновья; их всех поразили стрелы Аполлона. Такой же участи подверглись и дочери Ниобы; они были убиты стрелами Артемиды, сестры Аполлона.

Смерть детей была мгновенной; мать, отец и наставники видят, как они падают, пораженные стрелами, и не могут их спасти.

Превращение Ниобы в скалу

Горе и ужас объяли несчастную Ниобу. Она как бы окаменела; смертельная бледность покрывает лицо Ниобы; глаза неподвижно уставились в одну точку. Ниоба вся превратилась в скалу. Но и в этом виде Ниоба может оплакивать своих детей, и слезы Ниобы, накопляясь, превращаются в источник, вытекающий из скалы.

Миф о Ниобе и ее детях был очень популярен в античности. Многие скульпторы воспользовались им для своих статуй и групп, и многие из этих произведений считаются и до наших дней шедеврами скульптурного искусства.

Римский писатель Плиний, описывая знаменитую античную скульптурную группу «Ниоба и ее дети», не знает, кому ее приписать, — Скопасу или Праксителю, но, кто бы ни был творец этой группы, она — выдающееся произведение античного искусства. Ее нашли при раскопках близ Рима, и она находится в музее во Флоренции.

Во многих музеях, например в Мюнхене, находятся прекрасные отдельные статуи Ниобы и ее детей.

Ниобу с детьми также очень часто изображали на античных саркофагах для выражения скорби матери, у которой смерть внезапно похитила дитя. В античности этот греческий миф олицетворял, помимо прочего, неожиданные удары судьбы.

 



Прежде: Орфей

Содержание книги

Далее: Асклепий, бог врачей

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.