Оглавление

 

УРОКИ ЛАТЫНИ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО

 

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

 

КНИЖНЫЙ ШКАП

 

Александр Сергеевич ОРЛОВ

ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XI–XVII вв.

Лекция XIII
Поучение Владимира Мономаха
и его письмо к Олегу Черниговскому

 

«Поучение» Владимира Мономаха не есть церковное поучение; принадлежа вообще к учительному жанру, оно представляет слияние всех видов этого жанра, но это поучение не безличное и рисует чрезвычайно интересный тип разностороннего, находчивого и деятельного феодала, воина, хозяина и книжника, образованного византийской церковностью и варяжской практикой в условиях русской жизни XI—XII вв.

академик А.С.ОРЛОВ
«Древняя русская литература XI–XVI вв.», 1937 г.

 

 

 

 

 

 

Оглавление книги

Предыдущая лекция:

XII. Поучения детям Ярослава и Владимира Мономаха

Следующая лекция:

XIV. Начальная русская летопись — «Повесть временных лет» (часть до XI в.)


Лекция XIII

ПОУЧЕНИЕ   ВЛАДИМИРА   МОНОМАХА   И   ЕГО   ПИСЬМО   К   ОЛЕГУ   ЧЕРНИГОВСКОМУ

Дальше в поучении идут обильные цитаты из псалтыря, полюбившиеся Мономаху («словца си любая»), которые он, соединив в порядке, выписал здесь, с замечанием: «если вам они не нравятся, то примите хоть первое (уже приведенное, вынувшееся) изречение». Цитаты эти подобраны на темы: не соединяйся с лукавыми и неправедными, не завидуй их временному успеху, останься праведным и честным. Далее Мономах дает юношам совет вести себя скромно и воздержно, как учил Василий Великий, и рекомендует три добрых дела, которыми побеждается зло: покаяние, слезы и милостыню. «А, бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте этих трех дел, они же и не тяжелы. Это, ведь, не одиночество, не иночество и не голод, которым другие люди себя подвергают». Далее, верный ученик церковной книжности, Мономах рассуждает о человеке, мире и природе, и о том, кто все это создал. Дела бога чудесны, и никакой человеческий разум не может их перечислить. «Кто не похвалит и не прославит твоей (бога) силы, великих чудес и доброт, устроенных на этом свете; как небо устроено, как солнце и луна, и звезды, и тьма, и свет, и земля, положенная на водах твоим промыслом! Звери различные, птицы и рыбы — все украшено твоим промыслом. И тому мы дивимся, как у человека, созданного из пыли — разнообразны лица: если и весь мир собрать, то не все один вид имеют, но каждый имеет свое особое лицо. Подивимся и тому, как птицы небесные из ирья идут (вылетают из рая), и не остаются в одной стране, а, сильные и слабые, распространяются по всем землям, чтобы наполнились ими леса и поля. И все это бог дал на пользу людям, на пищу и на утешение (на снедь и на веселье)».

Мономах считает, что это очень большая милость для человека «грешного».

«Эти небесные птицы тобой сделаны мудрыми. Когда ты велишь, то они запоют и веселят людей; а когда не прикажешь им, то, имея язык, они немеют».

Здесь Мономах пробует выразить поэтически удивление и радость восприятия природы. Пользуясь здесь гипотезой о творце мира, он все же выявляет себя наблюдателем природы, не замкнутым в одних низменных влечениях, хотя свои мысли и поясняет наивно. Приведенная у Мономаха космогония имеет литературными источниками псалмы и «Шестоднев» Иоанна Экзарха, т. е. толкование библейского шестидневного творения мира.

Из предложенных наставлений Мономах просит своих сыновей принять хоть половину и опять рекомендует каяться и в церкви, и «ложася», да и ночью. «Если, ездя на коне, вы не занимаетесь делом, то, при незнании других молитв, постоянно повторяйте «господи, помилуй». Это лучше, чем думать о пустяках («мыслити безлепицу»). Надо заметить, что «господи, помилуй» являлось и военным кличем как у русских, так и у поляков (по-гречески — «кирие елеисон», в русской летописи — «кирелеш»).

«Но всего важнее — не забывайте нищих и, поскольку есть возможность, кормите их и защищайте маломощных людей».

Здесь собственно сказано «придавайте сироте», т. е. всегда становитесь на сторону маломощного человека.

«Вдовицу оправдите сами». Значит: на суде сами вникайте во вдовье положение женщины, которую некому защитить.

«И не давайте сильным погубить человека».

«Ни права, ни крива не убивайте», т. е.: даже преступника не убивайте. «Не повелевайте убить его, аще он и достоин смерти, и ни одной христианской души не губите».

«Говоря плохое и хорошее, не клянитесь богом и не креститесь — никакой нет необходимости в этом».

«Если вы будете крест целовати (давать клятвенное обещание) своей братье, или кому бы то ни было, то, справившись со своей совестью, в чем можете устоять, в том и целуйте и, целовавши, соблюдите, чтобы, преступивши клятву, не погубити вам своей души». «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. Не надейтесь на тиуна (т. е. приказчика), ни на отрока (младший член дружины), чтобы не насмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Не предавайтесь ни питью, ни пирам, ни спанью. Стражу сами наряжайте, а настанет ночь, всюду устроив стражу, около воинов ложитесь и вставайте раньше других. Оружия не снимайте с себя. Бывает, что, не оглядевшись в спешке, от лености внезапно человек погибает. Сторонитесь лжи, пьянства и разврата, ибо от этого душа погибает и тело. Когда проходите по своим землям, то не давайте при этом озорничать ни своим дружинникам, ни чужим, ни в селах, ни в хлебах, чтобы вас не стали проклинать».

«Куда бы вы ни пошли и где бы ни стали станом, напоите и накормите просящего, а больше всего привечайте купцов (ведущих международную торговлю), откуда бы они к вам ни приходили. Простой ли купец, или посол; если не можете их одарить, то почтите пищей и питьем. Те, странствуя всюду, прославят человека по всем землям либо добрым, либо злым».

«Посещайте больных, провожайте покойников, ведь мы все смертны; и не идите мимо человека, не приветивши его, а скажите ему доброе слово». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти».

«И вот вам венец всему — страх божий имейте выше всего. Если забываете что, то почаще читайте (мое поучение), и мне не будет срамно и вам будет хорошо. Что вы уже умеете делать хорошего — этого не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как вот отец мой, сидя дома, выучился пяти языкам. За это и почет от всех земель».

«Леность бо всему мати: еже умеет, то забудет, а его же не умеет, а тому ся не учит. Добре же творяще, не мозите ся ленити ни на что же добро».

«Каждое утро должно вставать до восхода солнца, так поступал отец мой блаженный и другие достойные мужи; после благодарной за свет солнца молитвы должно сесть «думать» с дружиною, или людей судить, или на охоту ехать, или проехаться, или лечь спать: спанье в полдень присуждено самим богом, по этому уставу отдыхают и звери, и птицы, и люди».

Что в поучении следовало дальше, сказать трудно. В единственной рукописи, откуда нам оно известно, текст, возможно, неполон и перебит, и здесь непосредственно следует краткое перечисление походов Мономаха почти за целые 50 лет (с 1072 по 1118 г.). Таких «путей» оказалось 83 великих, а мелких он и не помнил.

Данный отдел начинается так:

«А вот поведаю вам, дети, труд свой, как я трудился, делая походы военные и походы охотничьи (ловы), в продолжение стольких-то лет» (цифра испорчена в переписке).

«Первое — к Ростову идох сквозе Вятичи».

Очевидно, поход «сквозе Вятичи» являлся для двадцатилетнего Мономаха трудным и памятным, потому что вятичи ни власти, ни христианства не признавали, а жили своими «зверинскими» обычаями вперемежку с финскими племенами в диком и лесном краю. К Ростову, продолжает Мономах, послал меня отец, а сам отправился к Курску.

Очевидно, нужно было биться и устраивать дела на севере, и он послал туда сына, а сам пошел на восток, где, вероятно, половцы наседали.

Много пришлось Мономаху поездить по русской земле, из одного края в другой, пришлось бывать и за границей, а именно: «затем послал меня Святослав в Польшу (в Ляхы), ходил я за Глоговы до Чешского леса, и ходил я по стране их в продолжение четырех месяцев». Проводя большую часть жизни на коне или на ковре — в думе с дружиною и в переговорах с князьями, Мономах в тоже время был начетчиком и писателем, подобно своему отцу, который, путешествуя таким же образом, на досуге изучил пять языков.

С христианством в этом отделе кончено. Тут говорится так: пожег землю, «повоевал от такого-то города до такого-то». А после подобного повоевания не оставалось ни скотины, ни дома, ни человека, например: «изъехахом город (Минск — Меньск) и не оставихом ни челядина, ни скотины». И когда такие подвиги кончались успешно, Мономах выражал этот успех словами: «и бог ны поможе».

Между прочим в этом календарном перечне походов сказано: «ехахом сквозе полки половечские... и облизахутся на нас, акы волцы стояще».

То есть, когда в малой дружине пришлось миновать большое половецкое сборище, этот опасный путь Мономах сравнивает с проходом между волков, облизывающихся на живую добычу. Обращаем внимание на то, что даже в простом перечне Мономах пользуется метафорами, заимствованными из природы.

Затем он описывает свои охоты: «А се тружахся, ловы дея...»

«Коней диких своими руками вязал. Два тура меня метали рогами, вместе с конем. Один олень меня бодал, два лося — один ногами топтал, а другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал. Медведь мне у колена подклад укусил. Лютый зверь (барс) вскочил ко мне на бедра и коня со мною уронил, а бог соблюл меня невредимым. С коня много раз я падал, руки и ноги разбивая в юности, не щадя жизни и головы своей».

«Что нужно было делать моему отроку (дружиннику), то я сам делал. И на войне, и на охоте, день и ночь, в зной и холод, не давая себе покоя, не надеясь ни на посадников, ни на бирючей; сам делал все, что надо было, все устройство, и даже в доме своем все делал я, и в охотничьем своем обиходе все устройство сам держал и в конюшенном деле также. Сам заботился о соколах и ястребах. Худого смерда (крестьянина и нищего) и вдовицу не давал я сильным обидеть. Сам следил за церковным порядком и за службой».

«Не посетуйте на меня, дети мои, или вообще кто это прочтет; не хвалюсь я смелостью своей, но хвалю бога и прославлю его милость, который меня грешного и плохого до таких лет соблюл от смертных случаев и сделал меня не ленивым, но способным на всякие людские дела. Прочитавши эту грамотку, обратитесь вы на все добрые дела. Смерти, дети мои, не боясь, ни от войны, ни от зверя, творите мужское дело, как бог пошлет».

Дальше он рассуждает так, что не умрешь, если не решено богом, чтобы человек умер, а если будет решено, то ни отец, ни мать, ни брат не могут избавить от смерти.

Затем идет неожиданное воззвание:

«О многострастный и печальный аз...»

Здесь начинается лирика, но трудно решить, куда она относится, может быть к «поучению», а может быть к письму Олегу, так как в Лаврентьевском списке летописи оба эти произведения Мономаха перемешаны. Видимо, поучение и письмо Владимира Мономаха заключались в тетрадочке, уже ветхой, которая попала в Лаврентьевскую летопись через две с половиной сотни лет после своего написания. Попала она к летописцу XIV в. в очень не сохранном виде. Многие строчки стерлись, по сгибам ничего нельзя было разобрать, листы были перебиты.

На письме Олегу Черниговскому не останавливаюсь, потому что вполне достаточно уже приведенных выше цитат.

«Поучение» Владимира Мономаха не есть церковное поучение; принадлежа вообще к учительному жанру, оно представляет слияние всех видов этого жанра, но это поучение не безличное и рисует чрезвычайно интересный тип разностороннего, находчивого и деятельного феодала, воина, хозяина и книжника, образованного византийской церковностью и варяжской практикой в условиях русской жизни XI—XII вв. Его литературность не исчерпывается книжными источниками, вроде использованных им «Шестоднева», псалмов, библейских пророчеств, песней Триоди и проповедей. Даже заимствуя, он умел отбирать наиболее эмоциональные живописные образы, умел и сам создавать их из наблюдений над природой. Язык Мономаха не подчинен церковно-книжному шаблону; где уместно по теме, он пользовался и живой речью. О том свидетельствуют и его словесные выступления на княжеских съездах, которые занесены в летопись.

Остановимся на одном образе, которым воспользовался Мономах в письме Олегу. Образ тоскующей горлинки известен не только из толкования на 83 псалом. Представление о горлинке, тоскующей о своем супруге, символ верности в любви, один из популярных символов в средневековой поэзии и ее пережитках. Он отразился в «народных» песнях романских, германских и славянских — вплоть до Олонецких причитаний. Этот образ знаком и церковно-учительной литературе, им пользовались Василий Великий, Григорий Назианзин и блаженный Иероним. Этим образом пользовались и символисты (Сергеев-Ценский). Напомню еще Крылова — «и томно горлинка на ветке ворковала». Поэтическая горлинка не раз поминается и в библейской «Песни песней».

 


Оглавление книги

Предыдущая лекция:

XII. Поучения детям Ярослава и Владимира Мономаха

Следующая лекция:

XIV. Начальная русская летопись — «Повесть временных лет» (часть до XI в.)

 



© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов, 2012 — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций; все права сохранены.

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов, 2012
zaumnik.ru@mail.ru