Оглавление книги
Предыдущая лекция:
I. Художественность литературы как принцип отбора памятников
Следующая лекция:
III. Переводная литература Киевского периода. Апокрифы. Деяния ап. Андрея и Сказание о Соломоне и Китоврасе. Толковая и Историческая Палеи
Лекция II
ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ РУСИ И ЕЕ КНЯЖЕСТВА XI—XII ВВ. КУЛЬТУРНАЯ СВЯЗЬ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ И БОЛГАРИЕЙ. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ
Прежде чем перейти к русской книжности начального периода, дадим несколько историко-географических сведений. Сколько-нибудь содержательных достоверных свидетельств письменности о бытии восточнославянских, русских племен на территории, затем хорошо известной, ранее IX века мы не имеем. Лишь по русской летописи X в. благодаря тому, что в ней сохранились договоры киевских князей с Византийской империей и ценные предания, благодаря также свидетельствам византийских историков, арабских географов, скандинавских поэтов и летописцев, мы создаем для себя некую картину движений и общественно-политической организации русских племен.
Названные в русской летописи XI—XII вв. русские племена сидели в X—XI вв. в бассейнах Днепра и его больших притоков — Припяти, с одной стороны, Десны и Семи, с другой; в бассейнах Западного Буга и Днестра; в бассейнах верхних течений Западной Двины и Волги, в бассейнах Ильменского озера и Волхова; наконец, в бассейне Оки.
В бассейне Днепра, а именно среди его течения, находим полян с их городом Киевом; можно думать, что поляне сидели только на правом берегу Днепра, причем южная их граница доходила до реки Роси; именем своим полянам (жителям поля, степи) противополагаются древляне (жители лесов), их соседи к северу, занимавшие лесные пространства между правобережным предстепьем (землею полян) и Припятью (север бывшей Киевской губернии и в бывшей губернии Волынской); их городами были Искоростень и Вручий (Овруч). На левом берегу Днепра по рекам Суле, Семи и Десне, сидели северяне, с городами Переяславлем (южным), Новгородом Северским, Черниговом, Курском. Их восточные поселения доходили до Донецкого бассейна. За Припятью до самой Западной Двины жили дреговичи с городами Слуцком, Клецком и Друцком. В начале IX в. дреговичи смешались здесь с дулебами, пришедшими сюда с Западного Буга, и с польскими (ляшскими) выходцами. К северу от северян, между верхним течением Днепра и Сожем, летописец знает польское (ляшское) по происхождению племя радимичей. Еще севернее, занимая и верхнее течение Волги, сидят кривичи с городом Смоленском. Вторгшиеся радимичи подверглись смешению с южной их частью. Кривичские поселения простирались далеко на северо-запад в бассейны Западной Двины и реки Великой. В бассейне Западной Двины летописец, кроме кривичей (которые живут «на верх Двины»), знает полочан, на притоке Двины Полоте, с городом Полотском, а к югу — дреговичей; полочане были отраслью кривичей. В бассейне озера Ильменя и Волхова сидели словене, ветвь кривичей, с городом Новгородом. В бассейне Оки летописец помещает племя польского (ляшского) происхождения — вятичей, занявших верхнее, а затем и среднее течение Оки (бывшие Рязанская и Калужская губернии), где они слились с русскими выходцами, некогда жившими в бассейне Дона. В бассейне верхнего течения Западного Буга, а также правых притоков Припяти сидели бужане, называвшиеся потом волынянами. Раньше здесь жили дулебы, которые выселились в начале IX в. в области за Припятью и поселились вместе с дреговичами.
Большинство этих племен, образовавших «роды», имели долгое сожительство в прошлом и некоторую общую политическую связь, державшую их вместе во время миграций по территории Восточной Европы. Эта связь и сожительство отразились на общности их языков, которые, однако, имели между собою и отличия — диалекты. Русский летописец XI—XII вв. находил и отличия в родовом быте этих племен.
Следует иметь в виду, что перечисленные летописцем русские племена сели здесь на место вытесненных или отодвинутых ими чужих племен, финских преимущественно, живя в смешении и чересполосице с ними. Особенно это сказалось на севере данной территории и в областях, пограничных с нею. В свою очередь русские племена испытали внедрение финских, литовских, западнославянских и тюркских соседей.
Союз племенных единиц, русских и финских, в IX—X вв. находился в двойном, взаимно враждебном подчинении: у хозар (северо- и юго-восток и юг; по южным притокам Оки, по Дону с Донцом и по Днепру) и у норманнов, т. е. выходцев из Скандинавии (северо- и юго-запад: по северным озерам, по верхней Волге, Западной Двине и по Днепру). Для истории X и XI вв. имеют значение собственно одни норманнские отношения, так как в это время норманны образовали княжескую династию, возглавившую политический союз русских и других племен.
Территория политического союза, населенная перечисленными выше русскими племенами и их иноплеменными союзниками, уже ранее IX в. была покрыта не только селами, но и городками и городами разного объема. Среди русских городов уже тогда существовали города крупные, времени возникновения которых летопись XI—XII вв. не помнит; например, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Такие города образовались частью в те времена, когда данная территория принадлежала иным насельникам или тем же, что и в IX в., но иначе размещенным. Раскопки указывают на значительную экономическую дифференциацию населения уже в докняжеской Руси. Так, с одной стороны, мы имеем богатые клады в Киеве и под Киевом и богатые погребения под Смоленском и в Чернигове, а с другой — бедные погребения в древлянской земле. Это экономическое расслоение между населением сел и городков, с одной стороны, и крупными городами, с другой, объясняется главным образом значением международной торговли, которой и было обязано возникновение и развитие крупных городов на главных речных путях и частью на сухопутных торговых дорогах. Наиболее древними и богатыми городами являются приднепровские, в особенности Киев, лежащий на перекрестке речного пути, связывающего Прибалтику с Черноморьем, и сухопутной части дороги от Азии до Западной Европы (низовья Волги и Дона, Донец, северо- западные склоны Карпат и далее в обе стороны). Накопление богатств в Киеве и других городах среднего Поднепровья шло издавна, а в великокняжескую эпоху достигло своего наибольшего развития.
К XI в. политический союз русских и других племен, возглавляемый норманнской или варяжской княжеской династией, поделился территориально на тринадцать областей — княжеств: Киевское (I), Черниговское (II), Новгород-Северское (III), Переяславское (IV), Галицкое (V), Волынское (VI), Полоцкое (VII), Смоленское (VIII), Муромо-Рязанское (IX), Владимиро-Суздальское (X), Турово-Пинское (XI), Новгородское (XII), Тьмутороканское (XIII). (Расположение этих областей — на прилагаемой географической карте).
Итак, княжества, составлявшие русский политический союз, были населены не только русскими; по отношению, же к русскому населению территории этих княжеств не вполне совпадали с делением на русские племена, которые поименовала начальная летопись. Из тринадцати княжеств XI в. только четыре имели одноплеменное русское население: именно княжества Галицкое и Волынское были населены волынянами, Рязанское вятичами, а Новгородское кривичами. Шесть княжеств состояли каждое из двух, а одно даже из трех племен; так, в Киевское входили поляне и древляне, в Черниговское — радимичи и вятичи, а Новгород-Северское — северяне и радимичи, в Туровское — дреговичи и древляне, в Полоцкое — кривичи и дреговичи, в Смоленское — кривичи и вятичи, а в Ростово-Суздальское — кривичи, словене и вятичи. Два княжества — Переяславское (южное) и Тьмутороканское — по русскому племенному населению точно неопределимы.
Для того чтобы представить, как началась в России книжность, нужно припомнить историческую обстановку. У русских племен, которые населяли территорию восточной Европы, даже к X в. не было алфавита, соответствующего славянской фонетике, и они не успели выработать ни литературного языка, ни жанров письменности, что уже стало привычным орудием у некоторых других молодых народов Европы.
По мере укрепления политической связи между племенными общинами на русской территории и по мере объединения их и политический союз расширились и сношения этого союза с зарубежными государствами.
Вообще для молодых «варварских» наций Европы особенно влиятельно было общение с такими государствами, которые давно уже добились ведущей роли в истории Европы и приобрели много преимуществ, недоступных народам, еще начинавшим формироваться в стойкие государственные организации. Стремлением овладеть этими преимуществами и объясняется направление движений молодых народов по Европе в V—VI вв. н. э. Обычно они шли на юг, к Средиземному морю, к очагам наивысшей цивилизации, к центрам мирового товарного обмена, к накопленным веками богатствам. И если пришельцам удавалось овладеть здесь территорией с ее богатствами, то затем победители все же оказывались в культурной зависимости от побежденных.
Римская империя, владевшая Средиземноморьем, к этой эпохе уже политически разделилась. Центром западной ее части остался старый Рим, италийский; во главе же восточной части стал с IV в. Новый Рим, фракийский, расположенный на перепутье между Средиземным и Черным морями. С течением времени оба эти государства приобретали все большие различия между собою, несмотря на общность их античной основы и на единство по христианству как государственной их религии. Восточное государство, столицей которого был Новый Рим — Константинополь, основанный на месте древнегреческой колонии Византии, обычно называется Византийской империей или Византией. Окончательное сложение основных признаков, характерных для Византии как оригинальной политической и культурной организации, произошло в VI в. К этому времени Западная Римская империя утратила политическую самостоятельность, подвергалась последовательной германизации, но престижа своего не потеряла и даже добилась своеобразной гегемонии путем религиозного воздействия на германо-романские государственные объединения Западной Европы. Византия, хоть и сохранила надолго политическую независимость, также не могла обойтись без постепенного вовлечения в свою орбиту молодых народов Восточной Европы, применяя, между прочим, такое же религиозное воздействие. Очевидно, и римская и византийская религиозные системы оказывали действенную поддержку организации государственной власти у народов, отходящих от родового быта. Несмотря на то, что зоны влияния были достаточно широки и ёмки, все же они перекрещивались между собою, и римско-германское миссионерство постоянно боролось с византийским. Борьба между римской и византийской церквами вспыхнула в VIII в. из-за вмешательства римских пап в дела византийской церкви, что было вызвано одной из партий константинопольского монашества. Во второй половине IX в. борьба обострилась как в самом Константинополе (патриархи смещались), так и между ним и Римом, папы которого настаивали на своем первенстве во всей христианской церкви. Несмотря на некоторое затишье в X и в первой половине XI в., борьба римской церкви с византийской окончилась в 1054 г. разрывом — «разделением» церквей. Конечно, уже к XI в. накопились в той и другой церкви разности в вере и в культе, но не о том только шел спор. Так, папы требовали у византийского императора и патриарха возвратить иллирийские провинции (т. е. половину Балканского полуострова), а также Калабрию и Сицилию, т. е. все «отторгнутое» от римской церкви Византией. В особенности папа добивался Болгарии, которая, получив христианство от Византии, перешла было к римской церкви и опять вернулась к византийской. Столкновения византийской и римской церквей из-за обращения языческих славян происходили в IX в. не только в Болгарии, но и в Моравии, а в X в. и в России. Тогда же византийские миссионеры (греки) составили для церковной книжности славянскую азбуку в двух видах, один из которых возобладал в Болгарии и затем в России («кириллица»). В результате борьбы церквей из-за христианизации славян римская пропаганда получила преимущество у западных славян, при деятельной помощи немецких миссионеров, а византийская овладела южными и восточными (русскими) славянами, последними при посредстве болгар. Возможно, что не исключительно книжность болгарских славян воздействовала на появление и состав начальной русской книжности, равно как и византинизм мог быть не единственной христианской стихией на Руси. Славянскими соседями Руси в X—XI вв. были не только болгары, но и западные славяне — поляки и чехи. Выдвигая болгарскую книжность на первое место по влиянию на Русь, мы не отрицаем воздействия да Русь со стороны западнославянских культур. Однако следы этого воздействия сохранились от Киевского периода лишь в двух-трех книжных эпизодах и в виде единичных неясных намеков, несмотря на то, что славянская письменность держалась на Западе, например у чехов, до XII в. рядом с латинской. Если в древнерусском языке и встречаются западнославянские заимствования, здесь сказалось не влияние определенной культуры, да еще в момент образования книжной грамоты на Руси, а просто — давнее совместное сожительство западных и восточных славян или пограничностъ некоторых областей. Громадное большинство славянских текстов зарубежного происхождения, дошедших до нас от Руси Киевского периода, свидетельствуют о болгарском их переводе с греческого; о болгарском сочинительстве, о болгарской редакции, о византийско-болгарской идеологии. Собственно русские переводы и сочинения также свидетельствуют о византинизме и болгаризме. Даже азбукой русской письменности стал славянский алфавит, усовершенствованный, по всей вероятности, в Болгарии и имеющий вид факсимиле греческого письма. Ввиду сказанного, нам придется говорить далее о Византии и Болгарии как о преимущественных организаторах начальной книжности на Руси, дошедшей до нас в рукописях не ранее XI в.
Византия представляла собою обширное государство, лежавшее по берегам восточной половины Средиземного моря и не только по его европейским берегам, но и в Малой Азии, и в Северном Египте, отчасти и по берегам Черного моря, в Крыму и на Кавказе; другими словами, Византия заключала в себе много разнообразных национальных гнезд, не исключая и Балканского полуострова (албанцы, славяне и др.), где находился ее правительственный центр — Константинополь. В провинциях Византии были и другие крупные городские центры, унаследованные от древних эпох средиземноморской цивилизации, античной, эллинистической — Солунь (Фессалоники) в Македонии, Антиохия Сирийская, Александрия Египетская и т. д.
Византия и смежная с нею Дунайская Болгария лишь местами соседили с территорией Руси, но тем не менее находились издавна в торговых и политических отношениях о последней. Византия имела постоянную связь с портами северного побережья Черного моря, которые скопляли, главным образом, сырье, идущее в Византию от «варварских» народов, и принимали фабрикаты и экзотические товары греков. Отсюда шли караваны и на север, в Русь, по степям левого берега Днепра и через Боспорский пролив. На Крымском полуострове Византия владела не только Херсонесом («Корсунь» по-русски), но и целой областью, соприкасавшейся на востоке с русскими владениями X—XI вв. по Боспору (Керчь в Крыму и Тьмуторокань на северном Кавказе). Об оживленной торговле Византии с Русью X в. свидетельствуют сохраненные русской летописью договоры варяго-русских князей с византийскими императорами. Эти князья предпринимали и военные походы как на Византию, так и за нее, когда она нанимала их себе на защиту. Ее, например, защищал в 968 и 969 гг. Святослав-язычник от христианской Болгарии, обратив затем защиту в нападение. В летописном рассказе об этой экспедиций ясно выражен и интерес русских к Болгарии. Когда Святослав овладел болгарской столицей Переяславцем, то послал сказать своей матери и боярам: «нелюбо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа в земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки (шелковые ткани), вина, овощеве разноличные, из Чех же, из Угор (из Венгрии) сребро и комони (кони), из Руси же скора (кожи, пушнина) и воск, мед и челядь (рабы)».
Сложение болгар в крепкую государственную организацию вызвало объединение их с Византией в едином вероисповедании. Византия охотно христианизовала Болгарию, намереваясь путем церковного подчинения подготовить и политическую ее зависимость. Но болгарские князья, крещенные греками в 60-х годах IX в., добились в начале X в. известной церковной независимости, которую, однако, Болгария утратила в начале XI в., ставши тогда византийской провинцией. Есть известие, что громить Болгарию был византийцами нанят и Владимир Святославич (985 г.), еще не крещенный.
Связанные многообразно с Византией и Болгарией, русские князья испытали на себе те же приемы религиозного воздействия, свойственные византийской политике.
Византийские греки переселили и на Русь свое религиозное исповедание, свою государственную религию, свою магию, чтобы этой религией привязать Русь к себе, как метрополия колонию. Но так как только редкие люди на Руси знали по- гречески, можно было лишь известный процент греческих книг и попов сюда продвинуть. Для более непосредственного воздействия пришлось в этом случае привлечь болгар, т. е. соседних славян, уже культурно огреченных, которые к двинули к нам свои переводы и послали своих болгарских попов. Так мы получили культовые книги, главным образом в славянском переводе, который уже существовал в Болгарии. Не имея еще ни литературного языка, ни азбуки, русские приняли графику и язык болгарских книг как литературный и освоили его для своей книжности. Если и сейчас взять для чтения текст того времени на любом инославянском языке, то, за исключением сравнительно небольшого количества слов и оборотов, этот текст окажется понятным даже малоподготовленному лингвистически русскому читателю. В древнее же время живые славянские языки были еще ближе между собою в силу большого сходства производственных процессов, социальных отношений и культурного уровня. Что же касается искусственного, литературного языка, то и он тогда был более однороден у славян вообще, потому что создался под общим культурным влиянием, доминировавшим в пределах Средиземноморья. Конечно, учась литературному языку по инославянским переводам, древнерусские книжники не без большого труда стали подражать ему в своих переводных работах или в сочинительстве, но все же веке в XI они достигли достаточного освоения подходящих элементов сложной литературной речи своих инославянских образцов и научились книжно маневрировать данными своего живого языка. Употребление искусственного литературного «славянского» языка у южных и восточных славян (преимущественно) аналогично употреблению латинского языка у наций Западной Европы.
Оглавление книги
Предыдущая лекция:
I. Художественность литературы как принцип отбора памятников
Следующая лекция:
III. Переводная литература Киевского периода. Апокрифы. Деяния ап. Андрея и Сказание о Соломоне и Китоврасе. Толковая и Историческая Палеи
© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов, 2012 — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций; все права сохранены.